UA / RU
Поддержать ZN.ua

Сторонники выхода Британии из ЕС повторяют ошибку Греции – FT

Британским евроскептикам стоит вспомнить, чем закончились афинские угрозы отказаться от евро.

Кампания перед референдумом о выходе Великобритании из ЕС только началась, но премьер-министр Дэвид Кэмерон не теряет времени и приводит ключевые аргументы за то, чтобы остаться.

И пока он рассказывает британцами о преимуществах членства в союзе, премьер еще больше энергии тратит на то, чтобы предостеречь свою страну от рисков. По словам Кэмерона, выход из ЕС будет "прыжком в темноту", "авантюрой века" и рискованным "испытанием фортуны".

Оппоненты главы правительства, которые агитируют против Евросоюза, быстро обвинили его в раскрутке "проекта запугивания". Одновременно это демонстрирует неспособность евроскептиков четко описать, на что будет похоже Объединенное Королевство после выхода. Кое-кто пытается убедить, что, проголосовав против членства в ЕС, британцы мгновенно не исключат свою страну из объединения, а лишь дадут своим политикам еще одну возможность вернуться в Брюссель и выторговать что-то лучше.

Но предположение, что Британия может проголосовать за выход из Евросоюза, чтобы потом остаться, звучит как минимум странно. Об этом в редакционной статье пишет Financial Times, добавляя, что такой подход напоминает стратегию премьер-министра Греции Алексиса Ципраса, который год назад убеждал своих избирателей в необходимости отказаться от евро, чтобы получить аргумент на переговорах с европейскими кредиторами.

Но этот прецедент провального блефа не повлиял на британских евроскептиков, которые дальше продолжают на нем играть. Мэр Лондона Борис Джонсон на прошлой неделе сказал, что "история ЕС показывает, что Брюссель начинает слушать народ, когда он говорит "Нет"". Эту его мысль развил бывший лидер консерваторов лорд Майкл Говард, который предположил, что Брюссель может попросить Лондон подумать еще раз, если британцы заявят о готовности выйти из Евросоюза. Он напомнил, что такие же референдумы провели Ирландия и Дания в свое время лишь для того, чтобы добиться от Европы уступок.

Однако, по мнению издания, придерживаться такой риторики – это значит выдавать желаемое за действительное. Чтобы начать новые переговоры и добиться на них успеха, нужна добрая воля всего ЕС. Но поддержка выхода Британии из объединения на референдуме в Европе, скорее всего, воспримут как признак враждебности в тяжелые для нее времена. Если Великобритания захочет отказаться от преимуществ доступа к единому рынку без открытия границ, другие члены могут попросить аналогичное соглашение. Многие попытаются заставить Британию дорого заплатить за выход, чтобы другие страны, которые потенциально могут захотеть того же, дважды подумали, прежде чем заявлять об этом.

Также издание отмечает, что параллель с Данией и Ирландией неуместна. Эти две страны проводили голосование по поводу Маастрихтского и Лиссабонского договоров. Они не выходили из состава ЕС, а стали на пути конституционной эволюции всего блока. Евросоюз тогда пошел на уступки этим странам, потому что их согласие было жизненно важным.

Британия же, если ее граждане проголосуют за выход из ЕС, не получит никаких преимуществ и рычагов влияния. Издание также пишет, что ни одна из моделей торговых отношений за пределами ЕС не подходит Объединенному Королевству.

Примером сторонники выхода называют Норвегию и Швейцарию. Норвежский сценарий оставит Британии доступ к единому рынку, но лишит права голоса во время обсуждения торговых правил. Швейцарский подход будет означать ограниченный доступ к общему рынку финансовых услуг.

Борьба за судьбу Британии в ЕС уже началась. У сторонников членства в союзе задача несколько легче, поскольку им нужно убедить большинство, что нынешние преимущества лучше сохранить. А вот у сторонников выхода из объединения значительно больше работы. Им придется реально оценить ситуацию, отказаться от баек про вторые переговоры с ЕС и описать, какой будет жизнь британцев без Европы. И пока они этого не сделают, "Проект запугивание" будет побеждать "Проект фантазирование".

Британия уже определилась с датой референдума – он состоится 23 июня. Ранее Лондон и Брюссель достигли соглашения, которое должно предотвратить выход Великобритании из состава ЕС. Президент Совета ЕС Дональд Туск и британский премьер Дэвид Кэмерон отметили, что эти договоренности отвечают интересам всех сторон. Они, в частности, содержат дополнительные точечные исключения, несмотря на то, что Великобритания и сейчас имеет "особый статус" в ЕС.

Возможный выход Британии из ЕС несет серьезные риски и для Лондона, и для Брюсселя, уверен Константин Федоренко из Института евроатлантического сотрудничества..

"Выход из ЕС для Британии будет означать ухудшение условий торговли с остальными европейскими странами и, вероятно, репутационные потери. Но гораздо больше - по репутационным же причинам, в контексте нестабильности посткризисной Европы - он ударит по самому ЕС", – пишет он в своем материале для ZN.UA.