Вице-президент Бразилии Мишел Темер стал во главе страны после того, как Сенат отстранил Дилму Руссефф на 180 дней от исполнения обязанностей президента. И ему придется очень тяжело поработать, если он хочет изменить свою страну к лучшему.
Об этом сегодня пишет The Economist, напоминая, что Бразилия за пять лет неумелого правления Дилмы Руссефф скатилась к наихудшей рецессии с 1930-х годов. Ее экономика сократилась на 7,5% в прошлом году и прогнозы говорят, что этот год закончится с таким же результатом. Безработица и уровень инфляции достигли показателя 10%. А дефицит бюджета составляет десятую часть ВВП.
В это же время, политический кризис не менее острый, чем экономический. Он вспыхнул из-за скандала вокруг государственной нефтяной компании Petrobras. Последний ударил как по "Рабочей партии" Дилмы Руссефф, так и по центристской партии "Демократического движения Бразилии", которую возглавляет Мишел Темер.
Также приход вице-президента к власти не такой простой, как все другие подобные случаи в истории Бразилии. Президент Руссефф и ее соратники называют импичмент "переворотом". И чем больше Темер будет пытаться исправить катастрофические последствия небрежной политики президента, тем больше ее приверженцы будут обвинять его в попытке отменить результаты выборов в 2014 году.
Однако издание отмечает, что у Темера есть сильные стороны. Он полная противоположность Руссефф: он хороший оратор, способный договариваться о компромиссах, и он имеет больший опыт. В отличие от президента, которая до избрания никогда не работала на высоких государственных должностях, Темер четыре раза был избран в Конгресс и занимал должность спикера нижней палаты.
Несмотря на то, что он почти никогда не выступал против экономического интервенционизма президента, сам он смешал экономику и социальный либерализм, что очень необычно для Бразилии. Как один из соавторов проекта конституции, который была принят в 1988 году, он протестовал против механизмов занятости, которые угнетают работников. Он также выступил против смертной казни и за легализацию абортов, которые до сих пор во многих случаях считаются преступлением в стране.
Когда 13-летний союз рабочей и демократической партии начал распадаться, Темер вышел на передний план со своими либеральными взглядами. Прошлого октября он опубликовал манифест на 18 страницах под названием "Мост в будущее", в котором раскритиковал поддерживаемую корпорациями бразильскую государственную систему, которая требует уплаты 36% дохода в качестве налогов, но при этом предоставляет очень плохие общественные услуги. В документе он также предложил несколько разумных изменений, среди которых проведение приватизации, торговую либерализацию и реформирование чрезмерно щедрых государственных пенсий. Также он предложил изменить трудовое законодательство и налоговый кодекс.
Быстрые реформы позволили бы Темеру обуздать инфляцию и открыть путь к сокращению процентной ставки Центрального банка. Также он может сократить количество министерств с 32 до 23, чтобы удовлетворить избирателей, которые считают, что правительство тоже должно идти на жертвы ради благосостояния страны.
Такая перспектива породила смешанную эйфорию на финансовых рынках, которые в случае провала этих реформ будут очень подавленны, ведь беспорядок в бразильской экономике останется.
По мнению издания, ситуация очень шаткая и может пойти не так, как хотелось бы. Первая проблема для исполняющего обязанности президента – это скандал вокруг Petrobras, который хоть и усилил недовольство работой Руссефф, но не создал юридических оснований для ее импичмента. Шесть соратников Темера находятся под следствием тоже. А 5 мая Верховный суд отстранил спикера нижней палаты Эдуарду Кунья от работы, обвинив его в коррупции. Он также принадлежит к партии демократов нового исполняющего обязанности президента Бразилии.
Центризбирком расследует дело, в рамках которого Руссефф и Темера обвиняют в использовании Petrobras для получения взяток, которые позволили им профинансировать избирательные кампании. Если приговор будет обвинительным, то Темер не долго подержится на посту. Новые выборы позволят бразильцам избрать новых лидеров, непричастных к скандалу. И это хорошо. Но затянувшаяся неопределенность еще больше подорвет экономку.
Вторая проблема для Темера прячется в получении поддержки парламентского большинства, которая необходима ему для проведения реформ. Конгрессмены сейчас не очень настроены голосовать за сокращение расходов и поднятие налогов. Кроме того, скоро их внимание будет сконцентрировано на подготовке к Олимпийским играм, которые пройдут в Рио-де-Жанейро в августе, а также на местных выборах, которые запланированы на октябрь. Скандал вокруг Petrobras отрезал поток денег политическим партиям. В прошлом году Верховный суд запретил корпоративные пожертвования. Поэтому на парламентских выборах в 2018 году партиям понадобятся сильные позиции на местах.
Темер также может взяться за немедленное сокращение бюджетных расходов, чтобы сохранить деньги для реформ, а также открепить размер пенсий от минимальной зарплаты и предоставить Центральному банку полную свободу и независимость действий. Но на этом пути может стать третья проблема: сторонники Руссефф могут выступить с протестом, заявив, что Темер, будучи исполняющим обязанности президента, не имеет права проводить радикальные изменения.
Импичмент дает возможность изменить не только людей на самых высоких должностях, но и политическую философию, за которую бразильцы не голосовали. По словам бывшего министра обороны Бразилии Селсу Аморима, это может и законно, но нелегитимно.
Дилму Русеф обвиняют в нарушении налогового законодательства и манипуляциях с государственным бюджетом во время ее избирательной кампании в 2014 году. Одновременно с этим с 2014 года в Бразилии идет расследование коррупционных схем в контролируемой государством компании Petrobras. Сама Русеф заявляет, что она невиновна, а своих противников обвиняет в политическом мошенничестве.