UA / RU
Поддержать ZN.ua

США—Южная Корея: вот бы и Украине такие гарантии безопасности

Автор: Наталия Бутырская

Президент Южной Кореи Юн Сук Ёль совершил государственный визит в США, приуроченный к 70-летию установления американо-корейского альянса. «Наш альянс неоднократно тестировался, и каждый раз мы поднимались», — говорится в совместной декларации лидеров. Нынешнее время — не исключение. Сейчас альянс испытывают Северная Корея с ее ядерными и ракетными угрозами, усиление американо-китайского противостояния, российская агрессия против Украины, а также утечка документов из Пентагона.

Согласно распространенным в Интернете данным, Вашингтон мог подслушивать дискуссии южнокорейских советников по национальной безопасности о поставках оружия Украине. Это вызвало критику южнокорейской оппозиции в адрес президента из-за ненадлежащей безопасностной защиты его президентского офиса, а также из-за его стремления сгладить скандал накануне визита в США. Впрочем, для Юн Сук Ёля этот досадный инцидент не стал причиной для ухудшения отношений с давним союзником. В интервью NBC News он заметил, что «этот вопрос не подорвет незыблемое доверие, поддерживающее американо-южнокорейский альянс, потому что он базируется на общих ценностях, таких как свобода».

Читайте также: Президент Южной Кореи в Конгрессе США анонсировал помощь Украине

Укрепление сотрудничества с США легло в основу внешней политики президента Юна. За год пребывания на должности он много инвестировал в двусторонние отношения — восстановил совместные войсковые учения, упраздненные при предыдущей администрации, улучшил отношения с Японией (хотя это несет серьезные политические потери для него внутри страны), принял собственную «Стратегию свободного, мирного и процветающего Индо-Тихоокеанского региона» и совместно с США работает над снижением глобальной зависимости цепочек поставок от Китая.

В свою очередь Вашингтон старается развеять сомнения корейских граждан в его способности реагировать на рост ракетных и ядерных угроз со стороны КНДР, а также готовности в дальнейшем выполнять свои безопасностные обязательства перед Южной Кореей. Ключевым вопросом в переговорах между лидерами двух государств стало «расширение содержания и масштабов глобального всеобъемлющего стратегического альянса».

Getty Images

Новый договор о расширенном сдерживании северокорейской агрессии и преданности США мобилизации всего своего военного потенциала, включая ядерный, для защиты Южной Кореи стал важным шагом к углублению взаимодействия двух стран в ядерной сфере.

Стороны договорились создать Консультативную группу по ядерным вопросам (NCG), которая своими функциями (расширением диалога и обменом информацией о растущих ядерных угрозах, ядерном и стратегическом планировании) похожа на Группу ядерного планирования НАТО. Также решено расширить практику проведения совместных военных учений, в частности предусматривающих отработку применения ядерного оружия и дальнейшее развитие интеграции военного потенциала Южной Кореи в систему стратегического планирования США. Создано новое двустороннее межведомственное настольное моделирование для укрепления общего подхода к планированию ядерных чрезвычайных ситуаций. Сеул будет принимать участие в планировании и консультациях по возможному использованию ядерного оружия на Корейском полуострове (чего он давно добивался), впрочем, право принимать решение на применение остается за американцами. Для повышения эффективности расширенного сдерживания угроз со стороны КНДР Соединенные Штаты планируют на регулярной основе разворачивать стратегические активы на Корейском полуострове: речь идет о ядерной подводной лодке (которая в ближайшее время впервые за 40 лет прибудет к берегам Южной Кореи) и ядерных бомбардировщиках.

Впрочем, размещать стратегическое ядерное оружие на территории Южной Кореи Вашингтон не планирует, а Сеул подтвердил готовность придерживаться обязательств ДНЯО, что, очевидно, вызовет разочарование в кругах южнокорейских ястребов. В последние годы в стране велись дискуссии о необходимости разворачивать американские тактические ракеты на Корейском полуострове (которые были вывезены в 1991 году) или даже разрабатывать свое ядерное оружие. Так что США стараются удержать своих южнокорейских союзников от создания собственного ядерного оружия, углубляя сотрудничество в ядерной сфере и усиливая гарантии для них.

Читайте также: Ядерная атака Северной Кореи против США или их союзников приведет к краху режима, который ее предпримет - Байден
Читайте также: Байден обсудит ядерную угрозу со стороны КНДР на встрече с президентом Южной Кореи — Reuters

Экономическое сотрудничество стало следующей важной темой переговоров между лидерами государств. Юн Сук Ёль прибыл в Вашингтон в сопровождении 120 представителей южнокорейского бизнеса. Стороны объявили о ряде инвестиционных проектов, а также договорились усиливать сотрудничество в сфере ключевых технологий следующего поколения, в частности полупроводников, биотехнологий, электромобилей, аккумуляторных батарей и т.п.

Но уступок при реализации закона о чипах и науке и закона о сокращении инфляции, направленных на увеличение инвестиций в США и противостояние Китаю, южнокорейским компаниям, очевидно, получить не удалось. По результатам переговоров, оба президента обязались продолжить консультации, ведь США настроены на укрепление технологического сектора своей экономики. Это был важный пункт в перечне задач президента Юна, поскольку южнокорейские полупроводниковые компании, инвестировавшие в собственное производство на территории Китая, считают, что закон наносит им ущерб и дискриминирует, а некоторые политики даже намекают на «недружественные шаги союзника».

Южнокорейская полупроводниковая промышленность все больше страдает от американо-китайского противостояния. Так, накануне визита издание Financial Times опубликовало информацию, что США просят южнокорейское правительство призвать своих производителей чипов — Samsung Electronics и SK Hynix — не удовлетворять потребности китайского рынка в случае, если Пекин запретит продукцию американской компании Micron Technology в ответ на американские меры экспортного контроля и черные списки китайских компаний. Похоже, США стараются предотвратить санкционирование своей компании, но это осложняет положение южнокорейских компаний, которые ощущают на себе давление со стороны не только рынка, но и США, и Китая.

Getty Images

Впрочем, президент Юн больше склоняется к позиции США в отношении Китая и РФ и хочет усилить роль страны в решении глобальных ключевых вопросов. Пекин разозлился после совместного заявления двух лидеров, где речь шла о недопустимости изменения статус-кво в Тайванском проливе, и призвал стороны уважать политику «одного Китая». А Кремль пригрозил передать КНДР «новейшие образцы оружия», когда накануне визита президент Юн в интервью Reuters впервые с начала российско-украинской войны допустил возможность предоставления военной помощи Украине в случае масштабного нападения на гражданских, резни или серьезного нарушения законов войны. После этого заявления критика прозвучала со стороны не только РФ, но и южнокорейской оппозиции, подчеркнувшей необходимость ставить национальные интересы страны превыше всего.

С учетом этого интервью, появились ожидания, что визит в Вашингтон сломит южнокорейское сопротивление в поставке оружия Украине. Однако официальная позиция не изменилась, что свидетельствует о наличии предубеждений у корейской стороны, сформированных геополитическим фактором и внутренним сопротивлением. По результатам встречи стороны объявили об осуждении войны России против Украины, агрессивных действий против гражданских лиц и критической инфраструктуры, поддержали применение санкций и мер экспортного контроля против РФ, а также высказали намерение продолжать политическую, гуманитарную и экономическую поддержку Украины. Чтобы продемонстрировать слова в действии, Южная Корея с 28 апреля расширила список товаров, для экспорта которых РФ и Беларуси нужно получать специальное разрешение правительства, с 57 позиций до 798. Однако это, конечно, не компенсирует помощь, которую Сеул мог бы предоставить, если бы открыл свои военные арсеналы для Украины.

Во время саммита с Байденом президент Юн Сук Ёль отметил, что их альянс с США может сыграть «ключевую роль в преодолении кризисов, угрожающих миру и процветанию во всем мире». Это хороший сигнал для Вашингтона, который хочет усилить роль союзников в сдерживании Китая и противодействии агрессии РФ. Но для этого Южная Корея должна выйти из парадигмы собственных ограничений, которые мешают ей стать важным игроком в условиях изменения геополитических реалий.