17 ноября 1989 года в Варшаве наконец решили снести памятник Феликсу Дзержинскому. Польский аристократ и сподвижник большевиков был известен как основатель советского КГБ. Комитет несет ответственность за убиество сотен тысяч поляков. Поэтому решение о сносе монумента было популярным.
В тот день собралась целая толпа, которая наблюдала за работой крана и радостно выкрикивала. Почему же понадобилось так много времени для уничтожения памятника Дзержинскому, если это решение было таким популярным? Памятник был символом доминирования 3 над Польшей. И пока коммунистический режим ПНР руководил страной в 1945-1989 годах, никто не решался свергнуть его.
Об этом на страницах лояльного к Демократической партии издания Washington Post пишет американская публицистка Энн Эплбаум. Она напоминает, что даже после того, как некоммунистическое правительство было избрано в июне 1989 года, ему потребовалось определенное время, чтобы принять решение относительно памятника Дзержинскому.
Почему же это произошло именно 17 ноября? Возможно потому, что чуть больше чем неделей ранее, 9 ноября, восточные немцы впервые перешли через берлинскую стену. Люди почувствовали исторический момент. Изменения ощущались в воздухе. Стены падали, памятники тоже. Варшава хотела присоединиться к этой революции.
"Через год после того я была во Львове на Западе Украины, где город решил повалить свой памятник Владимиру Ленину - еще один символ советского господства, кровавой диктатуры, террора и голода. Причиной этого решения, опять же, послужила настоящая политическая смена. Это был сентябрь 1990-го: ограничения политики и прессы были отменены, дебаты о независимости Украины начались, вдруг все перестали бояться советское государство", - вспоминает Эпплбаум.
Толпа в Червонограде повалила своего Ленина вслед за Львовом. События происходили фактически "вирусно", хотя в те времена никаких социальных сетей еще не было.
Уничтожение памятников Ленину было не только политическим театром, оно отражало реальные изменения, по крайней мере для части населения. В одном из мест, где Ленин остался стоять, люди собрались, чтобы посоветоваться. Одни боялись, другие считали, что эти памятники были частью "истории", как недавно сказал президент США Дональд Трамп. Поэтому их сносить не нужно. Ностальгия по автократической системе, которую Ленин представлял, все еще была сильной. И памятники лидеру большевиков оставались на месте во многих украинских городах до тех пор, пока не началась новая волна политических изменений. Именно изменения вдохновили новые свержения Ленинов.
Только в этом месяце, спустя 26 лет после того, как СССР перестал существовать, украинское правительство объявило, что наконец убрало все 1320 памятников Ленину в Украине.
"Я думала об этих событиях несколько дней назад, когда прочитала слова писателя Ванна Р. Ньюкирка II в The Atlantic о его детстве в Северной Каролине: "На протяжении большей части своей жизни я не знал, что памятники конфедератам могут снести". Он также не знал, так же как и я, что эти памятники генералам и солдатам конфедератов на Юге Америки установили не после Гражданской войны, а через десятилетия, когда были введены законы Джима Кроу", - пишет Эпплбаум.
Она добавляет, что для всех, кто знаком с историей Европы 1989-1990 годов, понятна природа памятников, которые были ненавистной, но неизбежной частью ландшафта. И такие люди с удовольствием вдруг поняли, что эти монументы можно снести.
Но, по мнению Эпплбаум, существует и другая параллель. В Украине или Польше ненавистные памятники начали сносить после революций, внезапного изменения политической ситуации.
"В США в 2017 году мы тоже переживаем что-то, что чувствуется как некий революционный момент, хотя аналогия не полная. Победа на выборах Трампа - первого президента за десятилетия, который прибегает к расистской риторике, сомневаясь, что Барак Обама американец, заявляя о "мексиканцах-насильниках" и отказываясь осудить неонацистов - разрушила привычный ритм американской политической жизни. Вдруг в Америке Трампа памятники лидерам конфедератов стали не просто скучным напоминанием о далеком прошлом, а живым политическим утверждением о современности", - говорится в статье.
Эпплбаум убеждена, что свержение памятников конфедерамам в США будет вирусным. Будет много подражателей этого движения, особенно среди студентов, для которых переименование зданий символизирует реальные изменения. Но момент, когда происходят свержения памятников конфедератам, говорит о другом. Люди хотят убрать статуи, потому что сопротивляются определенной настоящей угрозе, которая может сопровождаться реальным насилием.
"Пока Трамп будет на посту, движение против памятников конфедератам, к которому присоединяются как чиновники, так и общественность, будет продолжаться. Надеюсь, оно достигнет такого же успеха, как и демонстранты в Варшаве или во Львове", - пишет Эпплбаум.
Напомним, что 12 августа в Шарлотсвилле произошли столкновения между представителями ультраправых группировок и их противниками после решения властей демонтировать памятник командующему силами конфедератов в гражданской войне генералу Роберту Эдварду Ли, который считается противоречивой личностью в истории США. Протест поддержали, в частности, расистская группировка "Ку-клукс-клан" и правоэкстремистское движение "Альтернативные правые". В ходе акции один из ее участников, сторонник неонацизма, на автомобиле въехал в толпу демонстрантов. В результате одна женщина погибла и еще 19 человек получили травмы.
Мэр города убежден, что президент США Дональд Трамп ответственен за это. По его мнению, вся кампания Трампа была построена на поощрении нетерпимости и отказа от осуждения проявлений экстремизма, что и поспособствовало подъему движения "белых националистов". Дональд Трамп осудил расизм и пообещал привлечь к ответственности всех виновных в столкновениях в ходе демонстрации. Он осудил всех приверженцев идеологии превосходства белой расы над другими, сторонников "Ку-клукс-клана" и неонацистов, назвав их "преступниками и хулиганами".