Напряжение между Грецией и Турцией растет. Франция отправляет военные корабли и истребители для поддержки греческого и кипрского флота. Президент Турции Реджеп Эрдоган отвечает на действия Франции тем, что его страна будет делать все необходимое для сохранения контроля в восточном Средиземноморье. «Посреднические усилия» канцлера Германии Ангелы Меркель «провалились», турецкие и греческие военные корабли продолжают «бросать вызов друг другу». Создается впечатление, что мир вступает в эпоху «международного хаоса», пишет Financial Times.
Ситуация в восточном Средиземноморье ухудшается. США заняты соперничеством с Китаем на внешнем фронте и решением собственных внутренних проблем.
Кажется, что в мире начинается настоящий «беспорядок». При отсутствии «американского арбитра» старые проблемы в мире восстанавливаются, а вражда между некоторыми странами усиливается.
Противостояние между Грецией и Турцией демонстрирует то, какую угрозу может представлять отсутствие правильного лидерства для контроля на международной арене.
Ранее Европа могла рассчитывать на помощь США в урегулировании ситуации в восточном Средиземноморье, ведь при необходимости Соединенные Штаты могли бы отправить несколько военных кораблей в Эгейское море, если бы ситуация стала совсем критической.
Однако сейчас европейские страны вряд ли могут надеяться на «американскую поддержку».
Турция в свою очередь, почувствовала «отсутствие США» и стала более решительной в споре с Грецией. Эрдоган стремится сделать Турцию «господствующей державой» в регионе.
Если США полностью «откажутся» от роли глобального лидера и посредника, вполне вероятно, что эту «вакансию» займет Россия.
Президент России Владимир Путин уже начал «заявлять о себе» в восточном Средиземноморье.
Поддержав сирийского лидера Башара Асада в гражданской войне в Сирии, Владимир Путин обеспечил себе стратегически важную морскую базу в Средиземном море.
Сейчас российский президент «проявляет интерес» к гражданской войне в Ливии, поддерживая лидера повстанцев генерала Халифа Хафтара.
Вывод французского президента Эммануэля Макрона о том, что ЕС лучше взять на себя ответственность в восточном Средиземноморье вполне правильный, ведь лидер Франции уже понял, что США не заинтересованы в урегулировании регионального напряжения.
Также, по мнению Макрона, европейские лидеры не могут уклоняться от применения «жесткой силы», имея дело с такими лидерами, как Эрдоган.
Однако, страны ЕС имеют разные взгляды на ситуацию в восточном Средиземноморье.
Франция активно поддерживает Грецию только потому, что намерена увеличить собственное влияние в регионе. Италия и Испания стремятся избежать военного противостояния.
Лидер Германии Ангела Меркель опасается мести Турции против ЕС «в форме открытия границ», что повлечет активный поток сирийских беженцев в Европу.
Прежде всего, европейские страны должны достичь согласия между собой, ведь пока Европа «разделена», ЕС не имеет никаких рычагов влияния на Турцию, а президент Эрдоган может активно противостоять каждой европейской стране отдельно.
Политика ЕС в отношении Турции должна быть «жесткой», и, при необходимости, подкрепленной «демонстрацией военно-морской силы». Авторитаризм Эрдогана показал, что «перспектива» присоединения Турции к ЕС близка к нулю, как никогда раньше. Однако, в отношениях с Турцией достаточно места как для военной решимости Макрона, так и для дипломатии Меркель, резюмирует FT.
Ранее сообщалось, что в Греции заявили о готовности к военным действиям в конфликте с Турцией.