UA / RU
Поддержать ZN.ua

США и Иран приближаются к критической точке — The Washington Post

Переговоры о возобновлении ядерной сделки заходят в тупик.

Между Тегераном и Вашингтоном растет напряжение. Несмотря на то, что продолжаются непрямые переговоры по восстановлению ядерной сделки 2015 года, американские и иранские чиновники критикуют друг друга, обвиняя противоположную сторону в отсутствии прогресса. Не обошлось и без реальных военных действий, пишет The Washington Post.

В воскресенье администрация американского президента Джо Байдена объявила, что США наносили авиаудары по объектам с обеих сторон иракско-сирийской границы, связанных с ополченцами, которые имеют связи с Ираном. Американские чиновники заявили, что удары были реакцией на увеличение количества атак беспилотников, нацеленных на американских военных в регионе. Одна из поддерживаемых Ираном организаций Катаиб Саид аль-Шухада заявила, что в результате авиаударов погибли четверо ее бойцов.

В понедельник ситуация еще больше обострилась. Американские чиновники подтвердили, что вражеские ракеты были нацелены на объект, где размещаются американские войска, вблизи нефтяного месторождения Аль-Омар на северо-востоке Сирии, поэтому США ответили артиллерийским огнем, направленным на позиции, откуда были запущены ракеты.

Текущий раунд боевых действий является частью длительной фазы военной напряженности между американскими силами и доверенными лицами, связанными с Тегераном. Некоторые законодатели в Вашингтоне начинают ставить под сомнение присутствие американских войск в Сирии и Ираке, а также право США осуществлять авиаудары по позициям в этих странах. Но администрация Байдена, как и его предшественник, утверждает, что угроза, которую эти вооруженные силы представляют для американских войск, оправдывает такие действия.

Напряженность растет именно тогда, когда дипломатические переговоры под руководством Европы о возврате обеих стран к ядерной сделке, начали заходить в тупик. Шесть раундов переговоров до сих пор не восстановили соглашение, согласно которому Соединенные Штаты могут предложить смягчение санкций против Тегерана в обмен на то, что иранский режим откажется от быстрых темпов обогащения урана.

«Ядерная активность» Ирана была ускорена после решения администрации бывшего президента США Дональда Трампа разорвать соглашение и начать кампанию «максимального давления» на Тегеран. Как результат, Иран сейчас гораздо ближе к тому, чтобы получить необходимый материал для производства ядерного оружия, чем это было во времена действия соглашения.

В недавнем интервью госсекретарь США Энтони Блинкен заявил, что администрация Байдена «приближается» к уходу от переговоров.

«Если так будет продолжаться, если они будут обогащать уран на все более высоких уровнях, мы дойдем до точки, когда будет слишком трудно восстановить рамки начальной ядерной сделки», - сказал он.

Специальный представитель США в Иране Роберт Мелли предложил более оптимистичный взгляд.

«Мы все еще считаем, что это возможно. Нет причины, по которой мы не можем достичь соглашения. Но это также зависит от того, какую позицию будет занимать Иран», - сказал Мелли.

Сейчас позиция Ирана остается противоречивой. Тегеран требует, чтобы администрация Байдена отменила все санкции, введенные Трампом - чего Белый дом не хочет делать. Иран также начал ограничивать доступ инспекторов Международного агентства по атомной энергии к основным ядерным объектам страны.

Будущая смена власти в Тегеране также может обострить ситуацию. Победа в Иране Ибрагима Раиси, который выступает против переговоров с США, добавила напряжения. Раиси заменит президента Хасана Рухани и вступит в должность в августе.

Мелли и другие американские чиновники утверждают, что лицо президента страны не имеет значения для прогресса текущих переговоров, не в последнюю очередь потому, что руководство Ирана находится под влиянием верховного лидера Али Хаменеи.

Некоторые аналитики предполагают, что приход Раиси к власти может быть даже положительным моментом для дипломатии.

«Иранские переговорщики, несмотря на то, что до сих пор не продемонстрировали особой гибкости, тем не менее, вероятно, стремятся доработать дорожную карту восстановления ядерной сделки до того, как Рухани уйдет с должности. Это обнадеживающе. При этом, Раиси придет к власти, обвиняя Рухани в недостатках переговоров по соглашению, одновременно получая экономические дивиденды от снятия санкций», - написали Али Ваез и Дина Эсфандиари из Международной кризисной группы.

Но даже если соглашение будет достигнуто, оно, вероятно, окажется ограниченным. Нет признаков того, что администрация Байдена и его европейские партнеры смогут достичь своей большой цели - расширить сферу диалога с Ираном за пределы его ядерной программы и более широкого круга проблем, включая поддержку Тегераном доверенных лиц в регионе, которые обмениваются огнем с США.

«Победа Раиси сигнализирует о том, что Иран будет сопротивляться стремлению администрации Байдена договориться о дальнейшем соглашении, что также касается ракетной программы Тегерана и региональных амбиций. Это может создать дилемму для Байдена: если США попытаются контролировать Иран новыми санкциями, Тегеран может ответить на это восстановлением ядерной деятельности и атаками через своих доверенных лиц. Доверенные лица Ирана на Ближнем Востоке знают, что администрация Байдена стремится уменьшить региональное присутствие Америки», - написал старший научный сотрудник Фонда Карнеги Карим Саджадпур.

Читайте также: США не допустят создания ядерного оружия в Иране – Байден

Ядерное соглашение подписали в 2015 году. Эта договоренность требует он официального Тегерана ограничиться производством низкообогащенного урана, который пригоден только для гражданских целей. За это из страны будут сняты международные санкции.

Тем временем в США рассматривают возможность полностью отказаться от некоторых жестких санкций в отношении Ирана в попытке вернуться к Совместному всеобъемлющему плану действий по иранской ядерной проблеме (СВПД).