По данным логистических компаний и железнодорожных операторов, спрос на перевозку грузов из Азии в Европу по железной дороге через Россию резко возрос с начала кризиса в Красном море, что способствует увеличению финансов государственной железнодорожной монополии РФ, пишет FT.
Немецкая компания DHL сообщила, что запросы на перевозку грузов по российскому железнодорожному коридору выросли примерно на 40% после того, как в декабре прошлого года контейнеровозы начали двигаться по более длинным маршрутам. RailGate Europe заявила, что спрос вырос на 25-35%, а нидерландская Rail Bridge Cargo сказала, что грузовые железнодорожные перевозки через Россию выросли на 31% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Логистические компании по-новому посмотрели на маршруты через РФ после решения большинства крупных сетей контейнерных перевозок перенаправить рейсы из Азии в Европу, обычно проходящие через Суэцкий канал, через мыс Доброй Надежды. Это решение было принято после того, как поддерживаемые Ираном йеменские повстанцы-хуситы начали нападения на коммерческие суда в Красном море.
Такие перенаправления увеличили время доставки грузов между Китаем и Северной Европой на 7-10 дней, до 50-55 дней. DHL заявила, что время доставки по железной дороге через Россию между Чэнду в Китае и Дуйсбургом в Германии составляет от 25 до 30 дней.
"С начала ситуации в Красном море количество запросов возросло примерно на 40 процентов. Подавляющее количество идет через Россию", - сообщили в DHL о запросах клиентов по железнодорожным перевозкам.
Однако компания подчеркнула, что не перевозит грузы, происходящие из России или которые направляются в РФ, в соответствии с западными экспортными ограничениями против Москвы.
"Мы осуществляем строгий экспортный контроль в соответствии с действующими санкциями", – уверяет DHL.
Логистические компании, включая швейцарскую Kuehne & Nagel и датскую Maersk, заявили, что избегают использования железнодорожных маршрутов через Россию после полномасштабного вторжения РФ в Украину в феврале 2022 года. Ежемесячные объемы перевозок по этому маршруту упали после начала полномасштабной войны и все еще составляют меньше, чем объем, перевозимый одним крупным современным контейнеровозом.
Компания "Российские железные дороги" (РЖД) владеющая разветвленной железнодорожной сетью России и управляющая большинством поездов, принадлежит российскому государству и уже давно считается тесно связанной с Кремлем. Правительство Великобритании назвало генерального директора компании Олега Белозерова "тесно связанным с главой Кремля Владимиром Путиным" во время введения против него санкций в апреле 2022 года.
Санкции ЕС предусматривают почти полный запрет на грузовые автомобильные перевозки в РФ и из России и Беларуси. Существуют также ограничения на доступ РЖД к некоторым финансовым услугам. Однако, нет запрета на перемещение товаров по железной дороге через страну.
Данные Евразийского железнодорожного альянса — российской компании, организующей грузовые перевозки по железным дорогам, использующим российскую колею, показывают, что в январе железнодорожные контейнерные перевозки из Китая в Польшу составили 14 532 контейнера в двадцатифутовом эквиваленте (TEU).
Хотя этот показатель на 36% превысил показатель января 2023 года, он не заполнил бы один из крупнейших современных контейнеровозов, перевозящих 24 тысяч TEU каждый.
Руководитель отдела морской логистики компании Kuehne & Nagel Майкл Олдуэлл отметил, что в нынешних условиях наблюдается "больший спрос" на перевозку грузов из Азии в Европу по железной дороге.
"Высокоценные грузы всегда были популярны [на этом маршруте]", - заявил Олдуэлл.
Тем не менее, он подчеркнул, что компания Kuehne & Nagel, ранее предлагавшая железнодорожные перевозки под названием KN Asia Express, "полностью" прекратила свою деятельность на этом маршруте после нападения РФ на Украину.
Большинство грузов из Азии в Европу перевозятся по железной дороге "западным коридором", через Казахстан в Россию и далее в Беларусь. Некоторые грузы следуют "северным коридором", пересекая границу непосредственно из Китая в Россию к востоку от Монголии.
Некоторые логистические компании предлагают "южный маршрут", который обходит Россию и проходит через Казахстан, Азербайджан и Турцию. Но этот маршрут, предусматривающий паромную переправу через Каспийское море, занимает больше времени, чем контейнерный рейс между Китаем и Европой. Он является жизнеспособным преимущественно для товаров, направляющихся в и из стран Центральной Азии, таких как Узбекистан.
В сентябре Maersk начала предлагать клиентам возможность отправлять товары морем в грузинский порт Поти, а затем в Центральную Азию по южному маршруту.
Компания RailGate Europe заявила, что не имеет никаких дел с РЖД. Вместо этого она бронировала перевозку через таких операторов, как немецкая Deutsche Bahn.
Deutsche Bahn, тем не менее, подтвердила, что сейчас действует только как "туристический агент" для грузов, следующих через Россию. РЖД сохраняет почти монополию на движение поездов в крупной железнодорожной сети России. Это означает, что российская государственная компания будет получать деньги как за перевозку товаров через РФ, так и за доступ вкее сети.
В последние месяцы хуситы постоянно наносят удары беспилотниками и запускают ракеты по грузовым судам в Красном море. Таким образом, они пытаются давить на Израиль, чтобы заставить его прекратить войну против боевиков ХАМАС в Секторе Газа. Недавно в результате удара повстанцев впервые затонул корабль. Также в результате атаки хуситов на судно в Аденском заливе погибли два человека.