Сначала пандемия заставила людей массово переходить к дистанционной работе, но уже началось постепенное возвращение к офисам. Довольно скоро люди смогут восстановить привычку грустно смотреть в окно вблизи рабочего места, надеясь, что хотя бы в выходные будет солнечно. Поскольку многие сотрудники сейчас практикуют гибридную схему работы, возможно, посещая офис 2-3 дня в неделю, эксперимент в режиме полного дистанционного рабочего дня заканчивается, и наконец можно оценить его эффективность, пишет The Economist.
Начальные опросы работников и работодателей обнаружили, что удаленная работа не снижает производительность труда. Однако новое исследование, в котором приняли участие более 10 тысяч сотрудников технологической компании из Азии в период с апреля 2019 по август 2020 года показывает другую картину.
Компания, которая принимала участие в исследовании, использует программное обеспечение, установленное на компьютерах сотрудников, что отслеживает, какие программы или сайты были активными, а также использовал ли работник клавиатуру или мышь. (Покупки в Интернете не учитываются.)
Исследование, безусловно, пришло к выводу, что сотрудники работали настойчиво. Общее количество отработанных часов было на 30% выше, чем до пандемии, в том числе было зафиксировано на 18% больше работы вне отведенного времени. Но эти дополнительные усилия не привели к росту производительности. Такой результат может объяснить предварительные данные опросов: и работодатели, и работники чувствовали, что производительность остается на одном и том же уровне. Но правильным способом измерения производительности является «результат» на рабочий час. Несмотря на все дополнительное время на работе, этот показатель упал на 20%.
Интересно, почему так произошло. Ученые смогли проанализировать, сколько времени работники тратили на «часы сотрудничества», такие как различные типы встреч, и сколько времени они использовали как «часы фокусировки», не отвлекаясь на звонки или электронную почту, сосредотачиваясь исключительно на своих задачах.
Несмотря на «сверхурочные часы», сотрудники выделяли меньше времени на фокусировку, чем до пандемии. Вместо этого все их дополнительное время заняли «онлайн-встречи». Согласно другому исследованию, 80% времени 80% людей на встречах тратится впустую.
Одна из возможных проблем заключается в том, что руководители менее уверены в преданности своей команды и проводят больше встреч, чтобы проверить сотрудников. Другая проблема заключается в том, что руководители проводят много онлайн-встреч, чтобы «продемонстрировать свое присутствие».
Однако ученые предполагают, что это также является результатом сложности координации для сотрудников, когда они работают удаленно. Работая дистанционно, сотрудники также тратят меньше времени на анализ, обучение и тренинги.
Это также открывает и несправедливость для работников. Больше денег за сверхурочное время они не получали. Несмотря на то, что они сэкономили время поездок на работу, это не компенсировало лишних часов, проведенных на онлайн-собраниях.
Не все работники вели себя одинаково. Те, кто дольше работал в компании, оказались более продуктивными, вероятно потому, что им было проще ориентироваться даже вне офиса. Сотрудники с детьми работали примерно на 20 минут в день дольше, чем сотрудники без детей, что означает еще больший спад их производительности, вероятно, потому, что они отвлекались на обязанности по уходу за детьми во время работы.
Значит ли это, что компании вообще откажутся от удаленной работы, даже от ее гибридной версии? Ученые указывают, что почти все сотрудники компании, которая принимала участие в исследовании, имеют высшее образование и их обязанности «включают познавательную работу, разработку новых программных или аппаратных приложений, решений, сотрудничество с командами профессионалов, работу с клиентами и участие в разработке инноваций, а также постоянное совершенствование». Удаленная работа, возможно, создавала особый вызов для них, по сравнению с профессиями, такими как работники контакт-центров, которые часто могут работать по соответствующему сценарию.
Совсем не удивительно, что при удаленной работе могут возникнуть проблемы с координацией сотрудничества. В конце концов, практика удаленной работы началась под принуждением пандемии.
Исследование завершилось в августе прошлого года, и возникает вопрос, научились ли сотрудники эффективнее использовать свое рабочее время. Настоящим источником неэффективности, как оказалось, было время, проведенное на онлайн-встречах. Ответ прост: онлайн-конференции надо делать короче и более «насыщенными», резюмирует издание.
Из-за пандемии 21% украинцев перешли на дистанционный формат работы . Более половины (53%) экономически активных украинцев не пережили каких-либо изменений в формате работы и в настоящее время, как и раньше, работают в оффлайн-режиме.
13,7% экономически активных украинцев полностью или частично перешли на дистанционную работу с полным сохранением заработной платы, 6,9% - полностью или частично перешли на дистанционную работу с частичным сохранением заработной платы. При этом 6% опрошенных ушли в частично оплачиваемый отпуск, а 1.9% - ушли в полностью оплачиваемый длительный отпуск.