UA / RU
Поддержать ZN.ua

Сотрудничество России и Китая в Арктике представляет ядерную угрозу — Politico

Пекин и Москва годами работают над созданием стратегического плацдарма в регионе, однако Вашингтон и Брюссель только сейчас осознают опасность.

Фото иллюстративное

Фото иллюстративное

По мере того, как ось Россия-Китай все больше устремляется против США и их союзников по НАТО, борьба за влияние распространяется на новый, ранее закрытый льдом рубеж — Арктику, пишет Politico.

Читайте также: Z-патриоты считают вредным «мирный план» Китая и Бразилии, даже несмотря на поддержку его Москвой – обозреватель

Когда в июле американские истребители перехватили российские и китайские бомбардировщики в зоне идентификации ПВО США над Аляской, этот инцидент подчеркнул все более уверенное партнерство двух стран. И если Пекин и Москва работают над созданием стратегического плацдарма в регионе уже больше десяти лет, то Вашингтон и Брюссель только сейчас начинают осознавать угрозу.

Невозможно переоценить важность Арктики для России с точки зрения сохранения ее угрожающей ядерной позиции в отношении США. В случае "ядерного обмена" Москва, скорее всего, запустит баллистические ракеты большой дальности (из баз подлодок с баллистическими ракетами вблизи Кольского полуострова) через плохо контролируемое воздушное пространство над Гренландией. А плохая видимость в Арктике не позволит американским войскам полноценно подготовиться к выявлению и отражению удара.

Россия строит арктические силы с момента вторжения в Крым в 2014 году. Таяние морского льда создало как возможности, так и вызовы. С одной стороны, экономическое значение арктического побережья России растет из-за его коммерциализации как возможного судоходного маршрута, позволяя Москве извлекать выгоду от использования коротких морских путей для коммерческих судов, перевозящих грузы между Азией и Европой. Однако увеличение движения судов в регионе также означает, что контроль РФ над большим арктическим побережьем оказался под угрозой.

Поэтому, используя густую сеть ПВО, авиации и сухопутных войск на базах своего Северного флота, Москва сосредоточилась на закрытии доступа к Кольскому полуострову в Баренцевом море, чтобы защитить свои стратегические подводные силы и сохранить доступ к Атлантическому океану. Россия также инвестировала много средств в технологии высокоточных ракет, чтобы угрожать отдаленным целям и достичь морской блокады без необходимости развертывания традиционных военно-морских и военно-воздушных сил.

Читайте также: Береговая охрана Китая впервые вошла в Северный Ледовитый океан для совместного патрулирования с РФ

Кроме того, чтобы удерживать и использовать стратегические подводные силы вблизи Аляски, не полагаясь на ремонтные мощности Северного флота на другом конце Евразии, РФ построила новые укрытия для подлодок и ремонтно-технические пункты к югу от Берингова пролива близ Владивостока.

На фоне всего этого, как еще одно доказательство своего партнерства с Россией "без ограничений", Китай развивает собственный арктический потенциал, усиливая способность РФ угрожать США и их союзникам по НАТО, а также отвлекая внимание от Индо-Тихоокеанского региона. Пекин усилил региональное гражданское и военное сотрудничество с Москвой, соединяя свой Полярный Шелковый путь с Арктикой, инвестируя в инфраструктуру.

В настоящее время китайские полярные спутники, беспилотные подводные аппараты и исследовательские суда - три из которых являются ледоколами, дают Пекину преимущество в отслеживании судоходных маршрутов, картографировании арктического морского дна, мониторинга движения морского льда и контроля воздушного пространства. А благодаря совместному предприятию между российским "Росатомом" и китайской судоходной компанией Hainan Yangpu NewNew Shipping обе страны теперь будут совместно заниматься созданием инфраструктуры и контейнеровозов ледового класса для круглогодичной эксплуатации арктического маршрута. Это сотрудничество дает Москве возможность мониторить и контролировать свое арктическое побережье, а также лучше защищать подлодки с баллистическими ракетами.

Совместно морские, кибернетические, космические силы и средства России и Китая в Арктике представляют угрозу разветвленной инфраструктуре связи и передачи данных НАТО в регионе. Кабели связи создавались без расчета на гибридную войну. Кроме того, недостаточное количество радаров, разведывательных дронов, противолодочных средств и спутникового покрытия делает Штаты уязвимыми к ядерной угрозе со стороны России.

Таким образом, как отмечается в Арктической стратегии Министерства обороны США 2024 года, сотрудничество с арктическими союзниками по НАТО имеет важное значение для того, чтобы "догнать" масштабы присутствия России и Китая в регионе. Но ввиду того, что оборонно-промышленная база Британии пытается выполнить свои обязательства перед США и Австралией по договору AUKUS, Финляндии и Швеции необходимо сосредоточиться на безопасности в регионе Балтийского моря, а Исландия полагается на Вашингтон в вопросах обороны, единственными членами НАТО, имеющие прилегающие к Арктике территории и способные в значительной степени разделить ответственность, являются Канада, Норвегия и Дания.

И хотя эти союзники стремятся расширить свои запасы ледоколов, подлодок, беспилотных летательных аппаратов, а также улучшить инфраструктуру связи и передачи данных, они тоже достаточно малые страны с разносторонними требованиями по оборонным взносам. Кроме того, все три страны инвестируют крупные средства в поддержку Украины на фоне вторжения РФ.

Переговоры о плане обороны Арктики, который сможет сдерживать Россию и Китай в течение следующего десятилетия, являются сложной задачей. А с такой небольшой группой надежных союзников и их оборонными приоритетами на других "рубежах" и в других сферах, развитие надежного военного присутствия НАТО в Арктике потребует искусной балансировки.

Читайте также: Опыт в России оказался успешным: ЦРУ расширяет онлайн-вербовку информаторов на Китай, Иран и Северную Корею

В последние годы Пекин и Москва постепенно создали то, что, похоже, стало антиамериканским и антилиберальным глобальным фронтом. Две автократии объединяет стремление пересмотреть не только статус Украины и Тайваня, но и весь существующий мировой порядок. О том, что означает для Украины и Запада китайско-российский альянс, рассказывали Андреас Умланд и Хуго фон Эссен.