UA / RU
Поддержать ZN.ua

Сокращение экономической активности в РФ из-за санкций значительно, перспективы для Кремля мрачные — экономист

Санкции оказывают значительное влияние на российскую экономику, и оно будет только усиливаться со временем.

С начала полномасштабной войны РФ против Украины идет много дискуссий о последствиях экономических санкций, введенных против России. Многие комментаторы утверждают, что санкции оказывают лишь ограниченное влияние или не имеют никакого эффекта, во-первых, потому что они не заставили главу Кремля Владимира Путина изменить свою политику, а во-вторых, потому что российская экономика продемонстрировала определенную устойчивость. Однако, по мнению российского экономиста, экономического советника российского оппозиционера Алексея Навального Владимира Милова, оба утверждения обманчивы. Последний аргумент, об устойчивости российской экономики базируется на ложном подходе, сосредоточенном лишь на нескольких макроэкономических показателях, которых недостаточно для оценки реального состояния экономики РФ. Об этом он заявил на конференции Atlantic Council.

По словам Милова, очень важно, что аналитики пытаются более подробно изучать влияние санкций, исследовать происходящее с российской экономикой, влияние санкций на промышленность, рынок, общество РФ и т.д.

«Помимо лишь набора макроэкономических показателей, которые часто можно увидеть в заголовках, таких как ВВП, курс рубля или уровень безработицы, для определения реального эффекта санкций необходимо рассмотрение более детальных данных, которые дают более четкую картину влияния санкций на российскую экономику», - заявил Милов.

«Что мы видим в целом, так это то, что сокращение экономической активности из-за санкций очень значительно. Это примерно на уровне от 5 до 10 процентных пунктов в годовом исчислении, вне зависимости от того, на что посмотреть. Будь то розничная торговля, грузооборот транспорта или, что я думаю, важнейший показатель, это налоговые поступления от нефтегазовой отрасли в российский бюджет. И как это влияет на экономику в целом», – добавил он.

По мнению аналитика, картина достаточно мрачная для российского правительства.

«Более того, нет улучшения в конце весны и летом. Мы слышали много разговоров о потенциальном восстановлении до конца года, что самый большой удар пришелся на второй или третий кварталы прошлого года, но затем экономика РФ начнет восстанавливаться. Но мы просто не видим общих индикаторов того, что что-то подобное происходит», – отметил он.

Одним из главных индикаторов, из-за которых сокращается производство в РФ, это нехватка потребительского спроса. Кроме того, не поступает инвестирование, а замещение импорта на самом деле не слишком работает.

Кроме того, поворот РФ в Азию также не слишком эффективен, поскольку России приходится делать большие скидки на нефть, газ и другие товары, экспортируемые в страны Азии.

«Влияние санкций на российскую экономику большое. Он, вероятно, будет значительно усиливаться со временем. Поэтому лучший совет для западных политиков вырабатывать стратегическое терпение», - добавил экономист.

«Запад на правильном пути, но это требует времени, есть определенное сопротивление российской экономики. И я думаю, наибольшая проблема, которая наступает сегодня, это обход санкций, импорт подсанкционных товаров и технологий через третьи страны, Китай, Гонконг, Турция и другие. Поэтому я думаю, в 2023 году, вероятно, сосредоточение должно быть не только на новых санкциях, но скорее на мониторинге сочетания уже введенных санкций. Потому что Путин был достаточно успешен в поиске путей их обхода», – объяснил он.

Читайте также: The Economist: Россия обходит санкции против нефти в промышленных масштабах

Ранее первый вице-премьер-министр-министр экономики Украины Юлия Свириденко заявила, что санкции уже оказывают мощный эффект на экономику РФ. По итогам 2022 года в России зафиксирован дефицит бюджета в размере 3,35 триллиона рублей или около 2,3% ВВП.

Фонд национального благосостояния, средства которого Россия с октября использует на покрытие дефицита бюджета, уменьшился на десятки миллиардов долларов США: если к концу 2021 года у фонда было $182,59, то сегодня - около $148. При этом тенденции только ухудшаются, в этом году ожидается дефицит бюджета России на уровне по крайней мере 6%.