UA / RU
Поддержать ZN.ua

Союзники критикуют Макрона за чрезмерное доверие к Путину — The Economist

К дипломатическим инициативам президента Франции относятся осторожно. 

«Я не верю в спонтанные чудеса», — заявил президент Франции Эммануэль Макрон вскоре после того, как прибыл в Москву на переговоры с главой Кремля Владимиром Путиным. Французский президент выглядел неоправданно спокойным перед одной из самых трудных дипломатических поездок за время своего пребывания в должности. Это было испытанием как стремления Макрона стать ведущим дипломатом Европы, так и его способности сделать что-нибудь значимое для ослабления напряжения в отношениях России и Украины, пишет The Economist.

После долгих переговоров с Путиным Макрон прилетел в Киев, чтобы встретиться с украинским президентом Владимиром Зеленским. По словам Макрона, он получил от главы Кремля обещание, что тот «не будет продолжать эскалацию» на границе с Украиной.

Но обещаниям Путина вряд ли можно верить. Кремль сразу же опроверг то, что взял на себя какие-либо подобные обязательства, и не было ни одного публичного официального заявления Москвы, которое бы подтвердило утверждение французского президента.

Тем не менее, многие западные союзники обвиняют Макрона в чрезмерном доверии к Путину. Макрон был уверен, что его дипломатия может «разблокировать» ситуацию и поможет «достигнуть прогресса в переговорах», чтобы ослабить напряженность между Россией и Украиной.

Макрону осталось всего два месяца до выборов. Недавняя волна дипломатии испытывает его президентство. Он пытается обеспечить Европе место за столом переговоров, когда речь заходит о кризисе на ее пороге — форма стратегического голоса, которую Макрон отстаивал с момента вступления в должность.

Всего три недели назад в Париже возникло ощутимое разочарование из-за того, что Европа фактически оставалась в стороне от принятия решений перед угрозой войны. Америка и НАТО сформировали диалог с Путиным по поводу наращивания сил России на границе с Украиной, а затем просто «информировали» европейцев о своих решениях. Нормандский формат переговоров между Францией, Германией, Украиной и Россией зашел в тупик.

К тому же оценка Францией военной ситуации на российско-украинской границе противоречила анализу Великобритании и Америки, которые заявляли, что российское вторжение «неизбежно». Разведка Франции видела скопления военных РФ на границе Украины, а французские дипломаты разделяют мнение о том, что ситуация нестабильная. Но Париж также настаивал, что невозможно сделать вывод о неизбежном наступлении России.

Именно на этом фоне состоялось недавнее дипломатическое турне Макрона. В прошлом его критиковали за односторонний подход. Накануне его поездки в Москву некоторые политики утверждали, что вести отдельный диалог с Путиным за пределами НАТО — это ошибка. Они подозревают президента Франции в стремлении разрушить альянс.

Тем не менее, Макрон сделал выводы после такой критики. В этот раз президент Франции заручился поддержкой своей посреднической дипломатии со стороны президента США Джо Байдена, а также генерального секретаря НАТО Йенса Столтенберга и лидеров стран Балтии. Его поездка была тесно скоординирована с Германией, а канцлер Олаф Шольц встретил Макрона в Берлине сразу после его визита в Киев.

Инициатива Макрона имеет несколько аспектов. Во-первых, он стремится быстро ослабить напряженность, чтобы снизить вероятность войны. Президент Франции назвал напряжение на переговорах с Путиным «ощутимым» и предупредил, что риск «дестабилизации» в Европе все еще реален. Однако Париж видит в заявлении Кремля о выводе своих войск после учений в Беларуси признак того, что это открывает путь деэскалации.

Это может стать важным шагом к возрождению переговоров в нормандском формате. Макрон надеется, что лидеры стран смогут встретиться в ближайшие недели. Французы утверждают, что это лучший способ найти путь к деэскалации. В долгосрочной перспективе Макрон хочет начать более широкий разговор о «новом порядке безопасности в Европе», особенно на ее восточном фланге. Многие союзники по НАТО настороженно относятся к этой идее.

Никто не может обвинять Макрона в отсутствии амбиций. Макрон признал, что нормандский формат, основанный на имплементации Минских соглашений, «политически сложный». Зеленский осторожно заявил, что поддерживает позицию Франции и приветствует ее помощь. Но некоторые элементы Минских соглашений могут поставить Зеленского в неловкое положение.

Президент Франции идет опасным путем между подозрениями собственных союзников и воинственностью Путина. Путин может легко игнорировать любые обязательства, на которые рассчитывает Париж. Макрон столкнулся с критикой за попытку в одностороннем порядке сдержать Путина, а также за попытку занять место бывшего канцлера Германии Ангелы Меркель, которая была «любимой собеседницей» Путина в Европе. Президент Франции, похоже, уверен, что его «креативное дипломатическое мышление», подкрепленное политикой сдерживания и санкциями, может помочь европейцам найти способ остановить угрозу войны. Макрон, возможно, выиграл немного времени, но это все, что он сделал, резюмирует издание.

Читайте также: Байден пообщался с Макроном после визита французского президента в Россию и Украину

Президенты России и Франции Владимир Путин и Эмманюэль Макрон провели встречу в Москве, на которой обсуждался вопрос европейской безопасности, включавший ситуацию, связанную с Украиной.

Визит президента Франции Эмманюэля Макрона в Москву и затем транзитом в Киев в Украине у кого-то вызвал возмущение, на кого-то произвел угнетающее впечатление. В Москве Макрон сконцентрировался на продвижении «позитивных» элементов двусторонних переговоров с Путиным, что сопровождалось оторванными от реалий заявлениями о европейскости России и ее приверженности «суверенитету и праву». Это впечатление усугублялось отсутствием реакции даже на самые позорные пассажи кремлевского начальника вроде непричастности России к оккупации Крыма и сравнения Революции достоинства с «кровавым переворотом» Не один раз мы услышали упоминания о «внутренне-украинском конфликте» от Путина и ни разу о российской агрессии против Украины — от Макрона. В Киеве прозвучало единственное объяснение концентрации российских войск на границе с Украиной — противостояние с НАТО. Однако мы многое услышали о необходимости выполнения «Минска» — «единственного», по Макрону, пути к миру.

О визитах президента Франции в Москву и Киев и резонах его «миротворческой миссии» читайте в статье Олега Шамшура «Что Макрон привез Украине от Путина».