UA / RU
Поддержать ZN.ua

Сможет ли Байден избежать обострения «холодной войны» между США и Китаем — Bloomberg

Администрация Байдена может способствовать «разрядке» в отношениях США и Китая.

С прошлого года появились мысли, что Китай и США уже начали «холодную войну». Американский президент Дональд Трамп фактически был инициатором этой войны. Однако, его политику можно назвать «запоздалой реакцией» США на новые экономические, стратегические и идеологические вызовы Китая, которые начали расти с тех пор, как Си Цзиньпин стал лидером Коммунистической партии в 2012 году. Теперь победа демократа Джо Байдена на президентских выборах в США дает возможность перейти от противостояния двух мощных стран к «разрядке» гораздо быстрее, чем это было бы при дальнейшем президентстве Трампа, пишет Bloomberg.

Китайское правительство не спешило поздравлять Байдена с победой, это можно назвать осторожностью. Как и во время предвыборной кампании, Си Цзиньпин и его советники старались не провоцировать Трампа.

Руководитель аналитического Центра Китая и глобализации в Пекине считает, что администрация Байдена "предоставит Китаю и США больше возможностей для диалога и каналов сотрудничества касательно энергосбережения и сокращения выбросов, экономического и торгового сотрудничества, профилактики и борьбы с пандемией". Подобное мнение имеет и бывший вице-министр иностранных дел Китая Хэ ​​Яфэй.

Можно предположить, что Байден планирует вернуться к временам администрации президента США Барака Обамы, когда Америка и Китай склонялись к активному сотрудничеству и "беспроигрышному партнерству".

На вопрос о «соревновании сверхдержав» в 2019 году Байден ответил, что Китай не является конкурентом для США.

Однако, потенциальную «разрядку» между США и Китаем не следует путать с дружественностью. Что бы ни ждало дипломатию США при новом президентстве Байдена, вряд ли это будет новая эра китайско-американской дружбы. Разрядка лишь означает спад напряженности и уменьшение риска обострения холодной войны.

"Соединенные Штаты и Советский Союз являются идеологическими соперниками", - писал американский дипломат Генри Киссинджер, который был одним из «архитекторов» разрядки в 1970-х годах.

Разрядка для Киссинджера означала «сдерживание амбиций государств для сосуществования».

Сейчас именно США и Китай оказываются, как заметил Киссинджер в одном из интервью в прошлом году, «в предгорье холодной войны».

Эту холодную войну начал не только Трамп. Она выросла из амбиций Китая под руководством Си Цзиньпина, который имел целью достичь чего-то вроде паритета с США не только в экономике, но и в политике великих держав. Интересно и то, что американцам понадобилось много времени, чтобы понять, что они были участниками холодной войны с Китаем.

Когда Трамп впервые угрожал установить тарифы на китайские товары во время предвыборной кампании 2016 года, внешнеполитическая элита «насмехалась». Теперь они больше не смеются. С 2017 года настроение американской общественности касательно Китая стало более решительным. Китай является одной из немногих тем, по которой также существует настоящий двухпартийный консенсус в политической элите США.

В отличие от самого Байдена, члены его команды по национальной безопасности США в течение последних четырех лет усиливают свою решительную позицию в отношении Китая.

Ключевые советники Байдена по вопросам сотрудничества с Азией Эли Ратнер и Курт Кэмпбелл также признали, что администрация Обамы, как и ее предшественники, недооценила глобальных амбиций руководителей Китая и их решимости противостоять политической либерализации. Однако, несмотря на многочисленные разногласия между двумя странами, каждая должна быть готова сосуществовать с другой как великая держава.

Политика США в отношении Китая должна сочетать "элементы конкуренции и сотрудничества", а не проводить "конкуренцию ради конкуренции", что может спровоцировать опасную конфронтацию.

Однако проблема, безусловно, заключается в том, что сверхдержава, которой руководит Коммунистическая партия, не рассматривает мирное сосуществование как самоцель.

Важнейшим рычагом, который в свое время заставил Москву соблюдать разрядку, было «открытие» сотрудничества между США и Китаем в феврале 1972 года. Тем не менее, даже тогда китайский «политический революционер» Мао Цзэдун имел собственные взгляды на отношения Америки и Китая.

Как теперь Китай будет относиться к новой администрации Байдена? Пекин хотел бы избавиться от «торговой и технической войны» с США, которую вела администрация Трампа. В частности, Китай хочет избавиться мер, введенных Министерством торговли США.

В технологической войне команда Байдена, кажется, готова пойти на уступки. Некоторые из советников нового президента хотят предложить более широкие льготы для иностранных технологических компаний. Однако трудно сказать, будет ли сам Китай готов идти на уступки.

Цель Пекина - достичь "технологической независимости". Очевидный ответ США заключается в том, что Америка тоже будет пытаться идти вперед.

Такие технологические гонки могут длиться годами. Подобные гонки уже идут в области искусственного интеллекта и даже вакцин против COVID.

Байден не должен иметь иллюзий относительно Си Цзиньпина, ведь китайский лидер имеет собственные амбиции, которые могут не совпадать со взглядами США.

В этом году отношения между Вашингтоном и Пекином зашли в тупик. Стратегический диалог потерпел поражение. Разрядка могла бы обеспечить начало конструктивной коммуникации между странами.

Необходимостью разрядки стал рост взаимозависимости стран мира. Пандемия обнаружила огромную степень взаимозависимости и общей ответственности государств.

Новый вирус вызвал глобальную пандемию и смерть сотен тысяч американцев. Экономически США и Китай все еще остаются взаимозависимыми. Тарифы Трампа ничего не сделали для уменьшения двустороннего дефицита торговли.

США и Китай находятся в предгорье реальной холодной войны. Тем не менее, разрядка между Пекином и Вашингтоном не может означать, что США пойдут на уступки перед Китаем, ведь это было бы ошибкой, резюмирует издание.