UA / RU
Поддержать ZN.ua

Сделка с Ираном стала "прыжком веры" для Обамы – NYT

Ядерная программа была лишь одним из инструментов Тегерана в дестабилизации Ближнего Востока.

40 лет назад президент США Ричард Никсон сделал неожиданный ход в условиях Холодной войны. Он начал налаживать связи с коммунистическим Китаем, который построил небольшой ядерный арсенал и очевидно имел большие амбиции относительно своей влиятельности.

Нынешнее соглашение по ядерной программе Ирана стало таким же "прыжком веры" для президента Барака Обамы, который делает сомнительную попытку уменьшить ядерную угрозу от ближневосточной страны.

Об этом на страницах New York Times пишет Дэвид Сангер, который замечает, что подозрительная ядерная программа была лишь одним из инструментов Тегерана, который беспокоил США и был нацелен в большой степени на дестабилизацию Ближнего Востока. Поэтому, несмотря на соглашение, существует риск, что иранские генералы попытаются компенсировать потерю ядерной карты, усилив финансирование Хезболлы и сирийского правительства президента Башара Асада. При этом Иран может продолжить играть мышцами в других конфликтах в регионе.

Тегеран уже построил "кибервойска" и нацелил их против Саудовской Аравии, а также в меньшей степени против США. Через несколько лет, когда соглашение относительно ядерной программы будет выполнена и иранская власть, избавившись от санкций, будет иметь больше финансовых возможностей, она сможет потратить большие суммы на такие действия.

Обама убеждает, что после отмены санкций у лидеров Ирана не будет иного выбора, как усиленно работать над повышением благосостояния своего народа, который натерпелся за годы экономических ограничений. Американский президент сказал своим помощникам, что вряд ли Иран будет тратить много на террористов и кибератаки.

Аятолла Хаменеи и Защитники исламской революции Ирана все же остаются верными своим принципам от 1979 года. Они могут использовать деньги и соглашение по ядерной программе в своих интересах, чтобы держать под контролем молодое поколение иранцев, которых больше интересуют путешествия и обучение на Западе, чем центрифуги нового поколения.

Также вопросом остается, появится ирано-американское сотрудничество в тех сферах, где их интересы пересекаются, например в борьбе против "Исламского государства". До этого времени в Вашингтоне хотели избавиться от "духа вражды" в отношениях с Ираном, так же, как и с Кубой.

"Президент неоднократно говорил о том, что он хотел бы сойти с этой исторической колеи", - напомнил советник президента США Бенджамин Родес.

Автор напоминает, что у такой политики смягчения напряжения есть и другая сторона. 40 лет назад, когда Никсон начал налаживать связи с коммунистической КНР, он удивил союзную Японию и заставил демократический Тайвань чувствовать себя преданным. Соглашение Обамы с Ираном тоже вызвало что-то подобное. Израиль и Саудовская Аравия видит в нем угрозу. Они боятся, что Иран сможет укрепить свое финансовое, военное и политическое положение.

В это же время, в Белом Доме надеются, что отмена санкций заставит Иран в долгосрочной перспективе искать более тесное сотрудничество с США.

"Этого точно не произойдет. Иран – это не Куба. Мы не увидим его открытых объятий еще очень и очень долго", - сказал изданию неназванный американский дипломат, участвовавший в переговорах относительно ядерной программы. В это же время, Россия пытается получить пользу от соглашения с Ираном.

Соглашение открыло двери для иранской атомной энергетики, чего Россия добивалась годами. Путин похвалил соглашение и рассчитывает на участие России в мирных ядерных проектах Ирана. Поскольку именно "Росатом" много лет до введения санкций строил реакторы в ближневосточной стране. Сейчас у российской компании есть контракты на сооружение еще двух реакторов.

Вчера Иран и "шестерка" согласовали историческое ядерное соглашение. Согласно условиям документа, Иран принимает на себя обязательство "ни при каких условиях не стремиться к обладанию, разработки и получения доступа к любого вида ядерного оружия".

Накануне стали известны подробности соглашения по ядерной программе Ирана. Иран и "шестерка" международных посредников (Великобритания, Германия, Китай, Франция, Россия, США) достигли соглашения о том, что инспекторы ООН получат доступ ко всем иранским объектам, в том числе и военным, где потенциально может вестись разработка ядерного оружия. В то же время, они не смогут инспектировать объекты в любой момент, а должны будут предупредить власти Ирана и обосновать визит. Данный вопрос являлся еще одним камнем преткновения в достижении сделки. Так, ранее парламент Ирана одобрил закон о запрете доступа инспекции на военные объекты.

В то же время, заблокировать сделку еще могут в Конгрессе США, где ее резко критиковали.

Заключение сделки с Ираном должно было состояться еще 30 июня, однако было отложено из-за "больших разногласий", как говорили дипломаты. Тогда дедлайн был перенесен на 7 июля, затем - на 10-е, затем - на 13-е.

Иран был уличен в разработке ядерной программы еще в 2002 году. За подозрения в разработке ядерных технологий на Иран были наложены санкции ООН, США и Евросоюза. Активная фаза переговоров по ядерной программе велась в формате "шестерки" (США, Великобритания, Франция, Германия, Россия, Китай) плюс Иран велись с 2013 года.

Подробнее о переговорах с Ираном читайте в материале "Зеркала Недели. Украина" Иранский X-фактор.