Недавно российский президент Владимир Путин хвалился тем, что в 12-летнем возрасте на суровых улицах советского Ленинграда он усвоил урок: "Если драка неизбежна, надо бить первым".
Что же, через 50 лет после того лидер Кремля бросается с кулаками в Сирии. Волна адреналина накрыла его полностью, а российские заводы по производству оружия работают круглосуточно, чтобы помочь президенту нанести удар, который отправит врагов в нокаут.
Но несмотря на всю эту браваду его военная авантюра рано или поздно закончится полным поражением. В лучшем случае Путину "разобьют нос". В худшем – он навредит российским амбициям усилить влияние на Ближнем Востоке на десятилетия и войдет в историю не как талантливый стратег, а как поверхносный оппортунист.
Об этом на страницах The Times пишет обозреватель Роджер Бойз. Путин на удивление правильно определил, что успех в Сирии зависит от сочетания наступления с воздуха и на земле. Коалиция во главе с США не смогла добиться значительного успеха в войне против "Исламского государства", ограничиваясь лишь ударами авиации. Кремль, в свою очередь, отправил на войну 36 истребителей, вертолеты и флот. Кроме того, российскую операцию на земле поддерживают иранские солдаты. Москву и Тегеран объединяет желание оставить Асада на посту президента.
Обозреватель добавляет, что этот странный военный альянс прошел проверку в битве за Алеппо. Иранские войска на подступах к городу насчитывают две тысячи солдат включительно с элитным отрядом аль-Куд и регулярной армией. Кроме того, сухопутное наступление поддерживают боевики "Хезболлы" и отряды афганцев, иракцев и пакистанцев. Генерал Касем Солеймани координирует действия иранских сил с Россией.
Но послевоенные планы Москвы и Тегерана отличаются. Российская сторона хочет оставить Асада в кресле президента, но лишь символически. Реально, по российскому сценарию, страной будет руководить лояльный к Кремлю сильный премьер-министр. В России рассматривают кандидатуру суннитского националиста Фарука аль-Шуры. Министром обороны станет Манаф Тласс, а потом он придет к власти через выборы. Москве он нравится тем, что не хочет превратить Сирию в вассала Ирана и при этом он лоялен к российской стороне.
Но его судьба будет очень сильно зависеть от присутствия российских войск в Сирии. Как это произошло в Афганистане с Мохамедом Наджбулой, Тласса могут расстрелять, как только Москва решит, что устала от войны.
Иран устроит ситуация, в которой Сирия останется разделенной, а регионы, где живут алавиты, петеворяться в отдельное "царство Асада" между Ливаном и Ираком. Тем временем, авторитет России на Ближнем Востоке не растет, а даже наоборот. Страны Персидского залива увеличивают поставки оружия лояльным "оппозиционерам", которые борются против режима Асада и "Исламского государства". Это позволяет повстанцам оказывать сопротивление российским бомбардировкам, которые истощают казну РФ.
"Путин способен развязывать войны, но заканчивать их не умеет. Поэтому доктрина "бей первым" не поможет Путину завоевать уважение и он войдет в историю как разрушитель государств", - пишет обозреватель.
В это же время, на страницах обозреватель Bloomberg Леонид Бершидский писал, что потери России в Сирии могут заставить Путина покинуть Асада. Он напоминает, что в случае с Украиной Кремль резко отрицал любые данные о гибели российских солдат. Но в случае с Сирией, вторжение в которую Москва не скрывает, замалчивать даже незначительные жертвы не удастся. Отказ почтить память солдат был бы неприемлемым для общества.
Вчера стало известно о смерти первого солдата-контрактника России в Сирии. При этом Москва впервые не скрывала его гибель. Поскольку с начала военной агрессии против Украины власти России скрывает потери своей армии. Похороны погибших солдат держат в тайне, а их семьи запугивают.
Ранее информационное агентство Reuters сообщало о первых погибших россиянах в Сирии.Представители оппозиционной организации "Сирийская обсерватория по правам человека" подтвердили факт гибели россиян, однако не привели деталей. Между тем, по информации наблюдателей, речь идет не о представителях регулярной армии, которые воюют в Сирии, а о добровольцах.
В то же время украинская разведка сегодня сообщила о гибели 26 российских военных в Сирии из состава 810 отдельной бригады морской пехоты (Севастополь) Береговых войск Черноморского флота.
Воздушная военная кампания России в Сирии началась 30 сентября после соответствующего запроса президента страны Башара Асада, которому с момента начала войны в Сирии в 2011 году Россия оказывает поддержку, в то время как страны НАТО и ЕС обвиняют режим Асада в военных преступлениях и требуют его отставки.
Несмотря на заявленную Россией цель военной кампании - борьба с боевиками "Исламского государства", западные государства во главе с США, а также Турция и Саудовская Аравия утверждают, что цели бомбардировок РФ в Сирии - в первую очередь, сирийские повстанцы, оппозиционные к Асаду, а не террористы "ИГ".
Анализируя цели России в Сирии, Виктор Каспрук в статье Сирийский "бикфордов шнур" Путина для ZN.UA отмечает, что "путинская игра" заключается в том, что ему совершенно не нужна вся Сирия. Ведь для полного контроля над ее территорией у Российской Федерации нет ни военных, ни финансовых ресурсов.
А вот организация образования наподобие "Алавитской народной республики" (во главе с сохраненным Башаром Асадом), территория которого будет пролегать вдоль сирийского побережья Средиземного моря, - та программа минимум, к достижению которой Кремль может приложить остатки всех своих сил.