Ни один здравомыслящий человек точно не завидует политикам, которые решают, как лучше бороться с пандемией коронавируса. Столкнувшись с новым вирусом COVID-19, ошибки и неудачи были неизбежны. Но самая большая ошибка правительств многих стран была в том, что они делали вид, что знают больше, чем знали самом деле, пишет Bloomberg.
С самого начала под неустанным давлением СМИ правительства выражали неоправданную уверенность в правильности своей политики. Затем, когда обстоятельства предлагали изменить курс, они с одинаковой уверенностью объясняли новое направление. После нескольких таких «поворотов» доверие людей к власти падает. Но именно доверие к политическому руководству имеет решающее значение - особенно сейчас, когда люди начинают просить сделать прививку от коронавируса.
Многие правительства заявляют об уверенности принятых стратегий борьбы с вирусом, ведь они «полагаются на науку».
За шесть дней до выборов в США новый американский президент Джо Байден сказал, что в отличие от своего соперника Дональда Трампа, он верит в науку.
Однако, даже полагаться на науку в случае с пандемией коронавируса также может быть опасно. Наука о новом коронавирусе и последствиях, которые он вызывает, является еще не до конца определенной. И вопрос о том, как эффективно сдержать инфекцию, не был бы исключительно научным, даже если бы все о вирусе было понятно. Этот вопрос на самом деле является неизбежно политическим. Однако, неудачи в борьбе с вирусом разрушают общественное доверие и, как результат, только усложняют задачу политиков.
Всем странам трудно сдерживать пандемию. Даже те, кто справился лучше, например, Тайвань и Южная Корея, столкнулись с неудачами. Новая волна пандемии в Европе также движется вперед, несмотря на жесткие карантинные ограничения. В начале этого года в Финляндии, Дании и Греции ситуация с болезнью была достаточно стабильной; сейчас эти страны наблюдают рост числа случаев болезни и смертности. Франция, Германия, Италия, Испания и Великобритания готовятся расширять карантин, а США продолжают устанавливать новые антирекорды.
Различия между странами не полностью понятны. Богатые страны Европы, видимо, имели худшие результаты, чем бедные страны Африки. Сингапур наблюдал гораздо больше случаев болезни, чем Корея, но гораздо меньше смертей. Почему? Это также неизвестно. Сама концепция борьбы с COVID-19 является «скользкой».
Политика в этих обстоятельствах неизбежно яаляется процессом проб и ошибок. Решая, насколько ограничивать экономические и личные свободы граждан с целью подавления распространения вируса, политические лидеры должны сбалансировать многие факторы. Учет и анализ научных советов является частью этого.
Стратегия проб и ошибок может по крайней мере быть методической. Однако, смещение во многих странах к все более сложным и постоянно меняющимся правилам ухудшает проблему доверия.
Сейчас Англия разделена на три уровня по разной степени карантина. Аномалий достаточно много. В последнее время Лондон находится на уровне 2, или в состоянии "повышенной готовности". Британская столица перейдет на уровень 3, "очень повышенная готовность", с 16 декабря. Это значит, что жителям Лондона было сказано, что они "не должны общаться с кем-то, с кем они не проживают в помещении", и они "не должны общаться в группе с более 6 человек снаружи, в том числе в парках или общественном пространстве" . Почему именно шесть человек? Говорит ли наука, что семь - это слишком много? Значение "строгой блокировки" очень отличалось в разных странах, но COVID-19 - везде одинакова болезнь.
Кажется, наиболее эффективными мерами для преодоления нового коронавируса самом деле были «донаучные» - многовековые средства разъединения ( «социальное дистанцирование»), карантин и закрытие границ. Это было проще для таких стран, как Тайвань и Новая Зеландия, чем для стран Европы. Решающий действительно большой вклад науки заключался не в разработке новых мер блокировки, основанных на ненадежных прогнозах, а в разработке вакцин с рекордной скоростью, которые обещают стать началом возвращения к более нормальной жизни в 2021 году.
Возможно, пройдет еще несколько лет перед тем, как будет сделана полезная оценка того, каким образом лучше всего обуздать распространение болезни. Однако, даже на данном этапе можно сделать выводы на будущее. Без сомнения, правительства допустили ошибки, но это природа принятия решений при радикальной неопределенности.
Во-первых, пандемия может повториться, и человечеству следует быть лучше подготовленным к следующей кризисной ситуации. Во-вторых, закрытие границ на срок, пока начальная вспышка болезни не будет укрощена, может быть самым важным методом предотвращения распространения нового вируса. Международное соглашение о предоставлении финансовой и другой помощи стране, в которой идентифицируется новый вирус в обмен на быстрое закрытие границ, будет важным, но нелегким шагом вперед. Это позволило бы другим странам избегать закрытия собственных границ и разрушения значительной части своей экономики. Однако, для таких решений потребуется много политической воли и честности. При этом, именно в такой честности очень часто и нуждается общество, резюмирует издание.