UA / RU
Поддержать ZN.ua

Россияне отказались от тезиса: "Чтобы только не было войны" - Wyborcza

В России весь вчерашний день говорили о том, как 22 июня Европа снова на них "напала".

На годовщину начала войны между СССР и Третьим рейхом российская пропаганда разбудила россиян в четыре утра, как в 22 июня 1941 года. Точнее, будили не самих россиян, а их "патриотизм", как объявил телеканал REN TV.

Об этом на страницах Gazeta Wyborcza пишет Вацлав Радзивинович, объясняя, что это "пробуждение патриотизма" заключалось в том, чтобы показать фильм о том, как жители СССР узнали, что Германия напала на их страну без объявления войны.

Затем в эфире прозвучала песня Александра Александрова "Вставай, страна огромная". На экране появился нацистский орел над северным горизонтом. И с каждым куплетом героической песни про "проклятую орду" он сгорал. После этого была минута тишины.

Но тогда зрители не знали, что скоро им сообщат, что в этот "священный день" на них вновь "напали". 22 июня еще за президента Бориса Ельцина объявили Днем памяти и скорби. Учитывая 27-миллионные потери СССР в войне, фильм, песня и минута тишины были вполне уместны. Но остается не понятным, почему все это назвали "пробуждением российского патриотизма".

Радзивинович вспоминает, как ровно 14 лет назад пришел рано утром в центр Москвы, потому что там должны были пройти шествием ветераны. Ждать пришлось долго и уже закрались мысли, что всю ходу журналисты пропустили. Однако вдруг со стороны библиотеки Ленина в полной тишине вышла толпа седых, згорблених людей с зажженными свечами в руках. В их медленных шагах и молчании был ужас того, что произошло во времена Второй мировой войны.

Ветераны рассказали потом, что начало войны их сначала не напугал. Поскольку Сталин пообещал, что война будет не длительная, с малыми жертвами и на чужой территории. 22 июня 1941 года жители Москвы раскупали карты Европы, чтобы следить за героическим продвижением и победами "наших".

Угрозу осознали лишь тогда, когда вермахт дошел быстро до Минска, Смоленска, а в плен попали миллионы красноармейцев. Главное, о чем говорили ветераны у могилы неизвестному солдату 14 лет назад, было: "Чтобы только не было войны". Тогда отмечали освобождение и в это же время вспоминали очень высокую цену, которую пришлось за него заплатить.

Вчера же ветеранов практически не было. А те 80-летние деды с грудью в медалях, которые есть в Москве, рассказывают байки об "укрофашистах", которые якобы бомбят Донбасс. Есть также и молодежь, готовая "будить российский патриотизм". Потому что это сейчас модно и за это хорошо платят. Старого тезиса "Чтобы только не было войны" больше не слышано. Зато 25% россиян поддерживают применение ядерного оружия для защиты страны, а вторжение в некогда "братскую" Украину готовы поддержать три четверти россиян.

Вечером "священного" 22 июня, россияне узнали из телевизора, что Евросоюз якобы "забыл" о 27 миллионов погибших в СССР и продолжил санкции против России. Конечно, российские чиновники уверяли, что экономические ограничения никак не влияют на российскую экономику и вредят только самим европейцам. Но поступок ЕС они называли циничным.

Перед зрителями выступил также депутат Вячеслав Никонов, который назвал тот факт, что ЕС продлил санкции именно 22 июня, "кощунством и цинизмом".

"Никонов хорошо знает, о чем говорит, и о "цинизме" может рассказать много, учитывая традиции его семьи. Он внук министра иностранных дел СССР Вячеслава Молотова, который подписал соглашение, по которому Сталин вместе с Гитлером разделили Польшу, назвав ее "уродливым следствием Версальского мира, который подавляет национальные меньшинства", - говорится в статье.

"Порадовал" также и депутат "Единой России" Алексей Журавлев, предложив законопроект, который заставляет немецкие и итальянские компании в рекламе сообщать, что когда-то они сотрудничали с Третьим рейхом.

Сам депутат подал пример соотечественникам и отказался от рабочего автомобиля Mercedes, произведенного в Германии, и пересел на авто Skoda. Правда он забыл, что чешский концерн принадлежит немецкому VolksWagen, который фактически начал работать во времена нацистского режима в Германии.

Радзивинович пишет, что если согласиться с идеей Журавлева, то Москве тоже есть в чем признаваться. Начиная с 1933 года именно она целых восемь лет поддерживала режим Гитлера и помогала ему развивать военную промышленность. Москва и Берлин заключили договор на поставку сырья, топлива, зерна. И эти договоры подписывали не советские предприятия, а правительство в Кремле. Поэтому правительству России, согласно с идеей путинского политика, надо объявить публично, что именно он является правопреемником тех, кто помогал нацистам строить военную машину, которая утром 22 июня 1941 года пришла в СССР убивать людей.

Ранее Gazeta Wyborcza писала, что россияне отрицают право украинцев на победу над Гитлером. Они отрицают, что кроме русских в Красной армии служили украинцы, казахи, грузины и другие народы. Они не хотят признавать право всех народов бывшего СССР в победу во Второй мировой войне. По мнению автора статьи, в России сегодня пытаются присвоить себе историческое наследие последней мировой войны.

"Сегодня, когда Москва ставит украинцев "наряду с СС", кощунством является то, что она забыла о жертвах, которые понес украинский народ в годы войны", - говорится в статье.