UA / RU
Поддержать ZN.ua

Россия укрепляет свое влияние на Ближнем Востоке бомбами и дипломатией - The Economist

Москву интересует продажа оружия и нефть в регионе.

Черная меховая шапка странно выглядит на на военачальнику из 3. Но без меха не обойтись в зимний сезон в Москве, которая стала важной остановкой для ближневосточных лидеров, таких как Халифа Хафтар, который побывал в России дважды в 2016 году.

В этом месяце его враг Фаез аль-Саррай, который возглавляет поддерживаемое ООН правительство в Триполи, тоже приедет в российскую столицу. Король Иордании Абдулла, президент Турции Раджеп Тайип Эрдоган и израильский премьер-министр Беньямин Нетаньяху побывали в Кремле на аудиенции с Владимиром Путиным в течение прошлого года.

Об этом пишет The Economist, добавляя, что все эти визиты - это признак роста российской активности на Ближнем Востоке.

"Политика не ограничивается только Сирией", - сказал эксперт российского аналитического центра "Совет международных дел" Андрей Кортунов.

Российские интересы в регионе включают вопросы безопасности, продажи оружия и нефти. Но самое важное то, что Ближний Восток предлагает платформу для укрепления российского статуса мировой силы.

"Тот, у кого будут сильные позиции там, будет иметь и сильные позиции в мире", - считает Федор Лукьянов с правительственного совета по международным делам и политике обороны.

Вмешательство в гражданскую войну в Сирии помогло России развить отношения в регионе. Она пытается играть на религиозных конфликтах между шиитами и суннитами, а также на напряжении между Израилем и арабскими странами. Воюя на стороне Ирана в Сирии, Владимир Путин согласился на соглашение по поставкам нефти с Саудовской Аравией. Он развил тесные связи с египетским президентом Абделем Фаттахом аль-Сиси, восстановил отношения с турецким президентом Раджеп Тайипом Эрдоганом и укрепил дружбу с премьером Израиля Беньямином Нетаньяху. Он даже попытался перенять на себя более активную роль в израеле-палестинском конфликте.

"Они вступают в разговоры со всеми в такой манере, в которой американцы не говорят", - говорит эксперт Университета Джорджа Мейсона Марк Кац.

Россия даже сделала незначительные шаги на встречу традиционным союзникам Америки. Курдские боевые группы в Сирии, которых до этого времени поддерживали США, недавно заявили, что Россия тренирует курдские силы. Россия в прошлом году привлекла инвестиции из Катара для государственного нефтяного гиганта "Роснефть". ОАЭ намерены закупить российские истребители "Сухой".

"Нравится нам это или нет, теперь без России на Ближнем Востоке не обойтись", - сказал изданию неназванный западный дипломат.

Больше всего западные правительства опасаются из-за Ливии, где Россия может начать помогать Хафтару - светском военачальнику, которому отдает предпочтение Путин. Американские чиновники говорят, что российский спецназ был замечен неподалеку египетского города Сиди-Баррани, расположенного неподалеку от границы Ливии. Москва отрицает это. Российские военные наемники говорят, что выполняют задачи на территории, подконтрольной Хафтару. Тем временем, "Роснефть" подписала меморандум о сотрудничестве с "Ливийской национальной нефтяной корпорацией".

Российская способность вмешиваться в дела на Ближнем Востоке в основном появились из-за сокращения американского влияния. Правители в регионе продемонстрировали открытость к диверсификации своих инвестиций.

"Это регион, который хорошо знает, как играть на противостоянии великих держав", - сказал бывший посол США в Израиле и Египте Даниэль Курцер.

В свою очередь, экспет Института востоковедения Российской академии наук Виталий Наумкин убежден, что у России нет ни желания, ни ресурсов бороться за гегемонию на Ближнем Востоке.

Читайте также: Израильские ВВС нанесли удары по территории Сирии

Издание The Times сообщало, что Россия хочет вооружить генерала в Ливии, чтобы бросить вызов Западу. Речь идет о Халифе Хифтаре, который воюет против сил прозападного ливийского правительства. Он просил у Кремля оружие, поскольку эмбарго ООН на ее продажу Ливии действует еще со времен войны против режима Муаммара Каддафи.

Тем временем Ливия попросила НАТО помочь отстроить службы безопасности. Генеральный секретарь Йенс Столтенберг сообщил, что союзники изучают возможности помочь Триполи.