"Огонь очищения" стал неожиданностью, когда власти России начали сжигать продукты и хвастаться этим в эфире телевидения. Год назад правительство объявило эмбарго на импортируемые продукты с Запада. Это повысило внутренние цены на продукты и снизило реальную покупательную способность россиян.
"Но зачем сжигать продукты? Почему их нельзя просто конфисковать?" – задает вопрос экономист Сергей Гуриев на страницах Washington Post.
Для людей, которые выросли в СССР и постсоветской России, уничтожение еды – это табу. За последние 100 лет Россия несколько раз переживала голод. Даже сегодня, хоть в России и нет голода, более 20 миллионов человек живут за чертой бедности. Было бы логичнее изъять запрещенные продукты и передать их таким людям, а не уничтожать продовольствие. Может ли быть уничтожение пищи рациональным?
"Собственно для сегодняшней власти России сжигание импортных товаров очень рациональный шаг, потому что это выглядит ужасно. Кремль хочет послать четкий сигнал: "Да, мы способны на нерациональные и немыслимые поступки. Не пытайтесь с нами спорить". И очень важно распространить это сообщение внутри и за пределами России", - пишет Гуриев.
Сторонникам внутри России, правительство говорит: "Противостояние Западу – это дело принципа и не важно, насколько это навредит экономике". Такое заявление очень вовремя прозвучало. Поскольку во втором квартале российская экономика сократилась на 4,6% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Второй сигнал правительства в этом шаге касается российской оппозиции: "Власть может позволить себе непопулярные действия и до сих пор удерживает контроль". За пределами России сожжение продуктов – это признак того, что Кремль продолжает курс конфронтации. Запад должен понять, что он не может предсказать поступки России, поскольку они будут такими, которые бы никто себе не позволил. Учитывая ядерный арсенал РФ, этот сигнал выглядит особенно страшно.
Но это еще не все. Сожжение еды также демонстрирует, что главная цель эмбарго совсем не в противостоянии западным санкциям. Если бы Москва хотела наказать западных фермеров, она бы конфисковала продукты и бесплатно раздала бы бедным. Убытки для иностранных компаний были бы не меньше, чем от сжигания.
Сжигание еды выгодно только аграрному лобби. Запасы еды в России сократились, и это привело к росту цен на внутреннем рынке. Таким образом российские производители заработают больше. С этой точки зрения сжигания пищи – это совсем не вопрос геополитической борьбы, а старый добрый протекционизм. Правительство демонстрирует, что он больше заботится о аграрном лобби, чем об обычных россиянах.
Российское антиторговое лобби всегда было сильным. Но когда Россия присоединилась к ВТО три года назад, на него надели смирительную рубашку. Элиты не до конца поняли, насколько сильна международная организация. Убеждая "левых" парламентариев в необходимости вступить в ВТО, в правительстве уверяли, что протекционизм отечественных компаний не закончится.
Через некоторое время, присоединившись к организации, Кремль ввел утилизационный сбор, который должен был касаться только импортных автомобилей. Однако Россия очень скоро узнала о правилах ВТО и о том, что организация "с зубами". Очевидные нарушения сразу же повлияли на отношения с другими странами-учасницами. Россия была вынуждена вернуться к справедливым правилам игры и ввести утилизационный сбор и для российских производителей.
Но когда Россия аннексировала Крым, все изменилось. Нарушив Хартию ООН, Россия смогла себе позволить нарушить и правила ВТО. Когда санкции против Кремля из-за войны в Украине были внедрены, бизнесмены с политическими связями быстро добились для своих компаний и сферы деятельности выгодных условий, даже если они идут в разрез с правилами ВТО. Эти решения демонстрируют, что приоритетом для правительства России остается защита интересов бизнеса, а не налогоплательщиков и пенсионеров. И если были хоть какие-то сомнения в этом, то "огонь очищения", в котором сгорели запрещенные продукты, их развеял.
С 7 августа 2014 года Россия ввела эмбарго на поставки продуктов питания из стран Запада - США, ЕС, Канады, Австралии и Норвегии. Запрещенными считаются мясо и мясная продукция, рыба и рыбная продукция, молоко и молочная продукция, овощи и фрукты. Эмбарго продлено до августа 2016 года.
Спустя год, РФ решила бороться с такими поставками более радикально. Уничтожение в России попавших под эмбарго продуктов из стран Запада началось 6 августа, согласно указа президента Владимира Путина. Уничтожать продукты разрешается "любым доступным способом".
Первые фото и видео того, как сотни тонн продуктов - сыр, персики, перец, мясо, - давят бульдозером и смешивают с землей спровоцировалиобщественное возмущение в России, пережившей не один голод, и в которой уровень бедности населения не прекращает увеличивается, достигая 16%.
Из-за санкций и снижения цен на нефть у россиян значительно снизился уровень жизни, в то время как цены на продукты выросли. В том числе из-за этого россияне стали воровать в магазинах на 68% больше.
Также в российском правительстве поддержали уголовную ответственность за ввоз санкционной еды. Максимальное наказание за контрабанду еды может составить 12 лет лишения свободы.