UA / RU
Поддержать ZN.ua

Россия просто пользуется сломанной политикой на Западе - The Times

Когда мысли формируются группами в Facebook и закоулками социльных сетей, манипулировать чужими выборами легко.

Чтобы понять обвинительные заключения спецпредставителя Департамента юстиции 3 Роберта Мюллера, в которых подробно описывается, как именно Россия вмешивалась в американские выборы, стоит разобраться, как работают социальные сети.

"Представьте, что вы здесь, в моей колонке, и вы далеко от всех. После этого заполните этот внутренний круг другими людьми. Вы можете с ними общаться, делиться с ними, даже любить их. И все это будет незаметным для людей, которые физически рядом с вами. Именно это делает сети социальными. В них, в отличие от старых медиа, вы больше не будете чувствовать себя одиноко. Игнорируйте последнюю революцию человечества, и мир больше не будет иметь смысла для вас. Используйте это в политических целях, и вы сможете сдвинуть горы", - пишет на страницах The Times обозреватель Хуго Рифкинд.

Пока не известно, смогла ли Россия сдвинуть эти горы. Но точно понятно, что она изрядно постаралась это сделать. Бывший глава ФБР Роберт Мюллер, который год назад начал проверять, было ли сотрудничество между российским правительством и "представителями избирательной кампании Дональда Трампа", не нашел доказательств прямого сговора. Но то, что он все же обнаружил, еще страшнее.

"Его обвинительные выводы указывают на то, что сломана не только политическая система, но и фактически сама жизнь", - считает обозреватель.

Мюллер описал, как в 2014 году началась масштабная конспирационная работа с бюжетом более миллиона долларов в месяц, как протагонисты путешествовали по всей территории США, проводя разведку и создавая фальшивые компании. Возможно, наглость этих более традиционных форм шпионажа служила для того, чтобы отвлечь внимание от того факта, что более важные операции проводились онлайн.

В основном через Facebook российские оперативники пытались влиять на целые демографические группы американских выборов. Американцев заманивали в русские группы, которые на самом деле содержали сотни тысяч реальных людей. Затерявшись среди групп "патриотов" и сторонников ветеранов, оперативники распространяли мемы и рекламные сообщения в поддержку Трампа и с призывами бросить Хиллари Клинтон в тюрьму. В группах афро-американцев и американцев-мусульман они призывали бойкотировать выборы. В группах активистов, они поддерживали Берни Сандерса и Джилл Стэн перед выборами и призывали выходить на протесты против Трампа после выборов.

Ключевое слово во всем этом - "группы", то есть тематические клубы пользователей-единомышленников в соцсетях. Когда российские агенты использовали их в Facebook, они знали, что их сообщение увидят люди, которые, очень вероятно, согласятся с ним. Альтернативные взгляды в таких условиях становятся провоцирующими, надоедливыми, впоследствии они становятся постыдными, а потом и вовсе заблокироваными. Со временем воспитанные таким образом политические взгляды кристаллизуются и закаляются.

"Именно так и выглядит радикализация. И я говорю это, опираясь на наблюдения и без отвращения. В прошлом году New York Times опубликовал репортаж о схеме, с помощью которой боевики в Сирии или Ираке использовали Telegram для того, чтобы виртуально сопровождать террористов вплоть до точки насилия. Если держать их ум в мире, где конкретные вещи имеют смысл, они смогут обойти трудности физического мира, где есть дети, кровь и кости", - пишет обозреватель.

Важной деталью обвинительного заключения Мюллера было то, что для получения доступа ко всем этим инструментам пропагандистской машине России даже ничего не пришлось делать. Все предпосылки уже существовали. Много людей уже перенесли себя в пространство политического единомыслия. Впрочем, так или иначе, все это сделали. Алгоритмы социальных сетей показывают пользователям новости согласно того, какие новости они читали или искали раньше. Впрочем, обвинять во всем алгоритмы тоже будет не правильно.

"Почти у каждого сегодня есть история о старом друге или родственнике, который был удален из друзей, потому что его политические взгляды стали слишком надоедливыми. Каждая такая история говорит о молчаливом признании факта, что чужие взгляды, которые отличаются от наших, труднее переварить онлайн, чем при реальной встрече. Настоящие дебаты в социальных сетях стали большой редкостью. Зато существует процесс якобы вины и наказаний за то, что высказывания человека из одного клуба взглядов разозлили сторонников другого", - пишет обозреватель.

Россия хотела сделать в Америке то, в чем Трамп и сам достиг успеха не зависимо от того, был сговор между ними или нет. Ее действия мало чем отличались и от того, что западные политические партии пытаются делать. Эффективная политика больше не требует усилий для того, чтобы достучаться до другой стороны. Вместо этого сегодня "вербуются секты и племена", которые делятся по взглядам. Их натравливают друг на друга. Тогда вступают в ожесточенные сражения "клавиатурные вояки", которые даже своим женам не говорят, почему так долго не ложатся спать.

Поэтому, по мнению обозревателя, беспокоиться из-за российских агентов действительно есть причины. Но еще больше беспокоит то, насколько мало им приходится делать.

Напомним, Россию подозревают во вмешательстве в выборы президента Соединенных Штатов в 2016 году.

17 мая 2017 года министерство юстиции США назначило Роберта Мюллера на должность специального прокурора для расследования вмешательство России в президентские выборы.

В рамках дела Мюллер вызвал на допрос генерального прокурора США Джеффа Сешнса. Он стал первым из администрации Трампа, который давал показания по этому делу.

О своей готовности под присягой свидетельствовать заявил и сам президент Дональд Трамп.

Вместе с тем, он неоднократно заявлял об отсутствии каких-либо "сговора" с Россией.