UA / RU
Поддержать ZN.ua

Россия хочет уничтожать Украину и одновременно наложить вето на право мира ее спасать – FT

Обозреватель советует Западу не поддаваться шантажу России, которая явно хочет с помощью долгов разорить Киев.

Чтобы понять, что такое "бесстыдная наглость", надо представить, как человек убивает своих родителей, а потом просит суд смягчения приговора в связи с его полным сиротством.

Теперь есть новое определение этому понятию. Страна за выдуманную причину захватывает часть территории соседнего государства, развязывает войну в другом ее регионе, а потом ставит ультиматум: если долги ее жертвы не будут погашены, то она заблокирует международную помощь, которая стала жизненно необходимой именно из-за действий агрессора.

Об этом на страницах Financial Times пишет обозреватель Мартин Вульф, добавляя, что реальность еще хуже, чем приведенная история. Россия выдала три миллиарда долларов кредита Украине в 2013 году, чтобы вознаградить тогдашнего украинского президента Виктора Януковича за его отказ от подписания соглашения об ассоциации с Евросоюзом. А сегодня Россия явно требует от международного сообщества возврате этой суммы.

Но на самом деле, по мнению автора, Кремль хочет большего. Он стремится наложить вето на программу МВФ для Украины, которая предусматривает выдачу помощи в размере 17,5 миллиардов долларов, которые должны спасти страну он полного экономического краха. Согласно правилам фонда, он не может выдавать кредиты странам, у которых есть официальный долг. Россия убеждает, что те три миллиарда долларов, которые получил Янукович, именно таким долгом и является.

"Таким образом, Москва хочет сделать этот кредит рычагом, с помощью которого она не позволит жертву спасать", - говорится в статье.

Вульф советует Западу пережде всего отбросить все доводы России относительно того, почему она ведет себя враждебно с Украиной. В Москве говорят, что сближение Киева с ЕС каким-то образом угрожает российской безопасности. Это стоит отбросить, поскольку предложение, которое Европа сделала Украине, не предусматривает ничего в военном плане, что вооруженная ядерным арсеналом Россия могла бы считать для себя опасным.

Многие россияне, похоже, верят, что они имеют какое-то историческое право на территорию Украины. С этим мириться тоже нельзя, как и с убеждением российского правительства в том, что можно захватывать чужие территории силой.

Но при этом нужно искать способ, как сосуществовать с Россией во всех ключевых вопросах, в том числе и в отношении конфликта в Украине. Но при этом Киев не должен стать жертвой каких-то договоренностей.

В вопросе украинского долга, эксперт American Enterprise Institute Адам Леррик предлагает выплатить России компенсацию за выгодные условия первоочередного кредита, а затем поступить с ним, как с коммерческим кредитом.

Если бы Россия действительно хотела того, о чем заявляет, она бы согласилась на такое предложение, поскольку это позволило бы ей избежать частичного списания долга Украины. Однако она не заинтересована в каких-либо договоренностях и скорее всего откажется. Это бы означало, что Москва не хочет возврата денег, ей нужен экономический крах Украины.

И именно поэтому Западу следует найти способ, который бы позволил помочь Киеву в любом случае. Нельзя допустить, чтобы Кремль одновременно уничтожал Украину и имел право запретить ее спасать. Стоит четко дать Москве понять, что такое поведение может привести ее к новым жестким санкциям.

В это же время, Путин хочет, чтобы МВФ помог Украине оплатить долг перед Россией. Именно Россия блокирует процесс рестрктуризації украинского долга в размере трех миллиардов долларов, который возник через покупку украинских евробондов, выпущенных в последние месяцы президентства Виктора Януковича.

В субботу, 10 октября, министр финансов РФ Антон Силуанов заявил, что Минфины России и Украины не договорились о реструктуризации долга Киева на 3 миллиарда долларов, но при этом они договорились поддерживать диалог.

Как подчеркивала ранее глава Минфина Украины Наталия Яресько, Киев рассматривает "российские еврооблигации как частный долг (при их выпуске в 2013 году эти бумаги мог бы купить любой кредитор). Москва же настаивает на суверенный статус облигаций (как долг одной страны перед другой), отказываясь от списания его части и требуя возврата полного объема заемных средств.

При этом основной кредитор Украины, МВФ, не дает точно понять, как он официально определяетстатус украинского долга перед Россией.

Начало реструктуризации долга и остановка внешних выплат совпадает с днем (23 сентября 2015 года), когда Украина должна погасить 500 миллионов долларов по облигациям 2010 года. Таким образом, несмотря на согласование условий реструктуризации с большинством кредиторов, часть из них все же могут расценить отказ выплат Украиной как дефолт и прибегнуть к своим правам кредиторов в этих условиях.