Любому западному лидеру, который начал военную операцию за рубежом в разгар рецессии, было бы трудно убедить свой народ заплатить за нее. Власти России же направили свой проект бюджета на 2016 год в Госдуму, даже не упомянув в нем о бомбардировках Сирии, пишет Катрин Хилл в статье на страницах британского издания The Financial Times.
Низкие цены на нефть, слабый рубль и западные санкции привели к сокращению экономики России на 3,4 % в первом полугодии, поэтому "России, бюджет которой на половину полагается на доходы, связанные с нефтью, пришлось затянуть пояса".
"Несмотря на все это, Москва может позволить себе военную операцию в Сирии. Потому что для нее это дешево по сравнению с аналогичными начинаниями со стороны США, так как 17 лет подряд увеличивающееся финансирование и непрозрачный бюджет помог заполнить карманы военных, говорят эксперты обороны", - говорится в статье.
Даже, если Россия продолжает свои авиаудары на текущем уровне в течение всего года, она будет использовать меньше, чем на 3 % средств, которые выделили на национальную оборону в 2016 году, согласно данным исследовательской группы IHS Jane's.
"Мы считаем, что военная кампания сейчас за одни день проведения стоит от $ 2,3 до $ 4 млрд", - сказал старший аналитик IHS Jane's Бен Мурс. На национальные расходы по обороне в 2016 году выделено $ 51 млрд. Правительство пересмотрело некоторые прежние сокращения на "оборонку" и в следующем году решили его увеличить на 0,8%. При этом, как подчеркивает издание, более четверти из бюджета в этом году было выделено на военные расходы, и огромные части военного бюджета являются секретными.
"Это отсутствие общественного контроля и видимого финансового бремени позволяет Путину продолжать или даже расширять его громкий геополитический вызов Западу", - говорится в статье.
Все это происходит на ряду с поддержкой военных действий России со стороны народа: она возросла на 14 % и приблизилась к 70 % в конце сентября (согласно опросу "Левады-Центра"). При этом рейтинг Путина находится на уровне 89,9 %.
Расчет Мурс основывается на том, что у России 36 истребителей и 20 вертолетов на авиабазе Латакия, они выполняют в среднем 30 вылетов в день, за один вылет падают пять бомб. Кроме того, он принимает во внимание наличие по крайней мере, 1500 солдат, плюс военно-морская поддержка. Как отмечается, Россия может экономить топливо, поддерживая войска по морю, зарплата солдат и медицинские счета ниже (чем у США).
Другие эксперты по внешней "оборонке" РФ говорят, что невозможно рассчитать стоимость вмешательства Сирии точно из-за непрозрачности оборонного бюджета Москвы. Но они соглашаются, что это, вероятно, мизер по сравнению с общими военными расходами.
"Расходы на кампанию в Сирии просто исчезнут в огромной черной дыре военного бюджета нашей страны", - сказал эксперт по военной экономике в независимом Институте Гайдара по экономической политике в Москве Василий Зацепин. "Прозрачность наших оборонных расходов уменьшается с приходом каждого нового министра обороны", – добавляет он.
Высокопоставленный правительственный чиновник заявил, что ожидаемые затраты на операцию Сирии будут выполнены путем сокращения количества и масштабов внутренних военных учений. Министерство обороны не раскрывает подробностей о стоимости таких учений.
Некоторые аналитики сферы обороны говорят, что ожидаемое промедление в закупках в рамках программы вооружений высвободит деньги для кампании Сирии. Кроме того, они ожидают, что Москва снизит затраты на войну, используя "просроченные" боеприпасы.
Ранее сообщалось, что сирийская оппозиция отклонила предложение России о совместных действиях против боевиков "Исламского гоударства".
Воздушная военная кампания России в Сирии началась 30 сентября после соответствующего запроса президента страны Башара Асада, которому с момента начала войны в Сирии в 2011 году Россия оказывает поддержку, в то время как страны НАТО и ЕС обвиняют режим Асада в военных преступлениях и требуют его отставки.
Несмотря на заявленную Россией цель военной кампании - борьба с боевиками "Исламского государства", западные государства во главе с США, а также Турция и Саудовская Аравия утверждают, что цели бомбардировок РФ в Сирии - в первую очередь, сирийские повстанцы, оппозиционные к Асаду, а не террористы "ИГ".
В то же время агентство Bloomberg писало, что Путин выступает за досрочные президентские выборы в Сирии, по итогам которых президент Башар Асад мог бы получить новый мандат.
Анализируя цели России в Сирии, Виктор Каспрук в статье "Сирийский "бикфордов шнур" Путина" для ZN.UA отмечает, что "путинская игра" заключается в том, что ему совершенно не нужна вся Сирия. Ведь для полного контроля над ее территорией у Российской Федерации нет ни военных, ни финансовых ресурсов.
А вот организация образования наподобие "Алавитской народной республики" (во главе с сохраненным Башаром Асадом), территория которого будет пролегать вдоль сирийского побережья Средиземного моря, - та программа минимум, к достижению которой Кремль может приложить остатки всех своих сил.