UA / RU
Поддержать ZN.ua

Россия боится китайской аннексии Забайкалья – FT

Китайские инвесторы хотят взять в лизинг российскую землю, но в Москве видят в этом опасность.

Планы передать во временное пользование часть земли в юго-восточной Сибири вызвало волну недовольства в 3. Это подчеркивает, что взаимное недоверие между Москвой и Пекином глубоко укоренилось, несмотря на попытки Владимира Путина укрепить связи с Китаем.

Об этом сегодня пишет издание Financial Times. Губернатор Забайкальского края подписал предварительный договор с китайским инвестором Ху Синбанем о передаче его компании в лизинг тысячи квадратных километров земли. Согласно условиям договора, китайская сторона получит в пользование эту территорию на 49 лет и заплатит 440 миллионов долларов.

Эта договоренность вызвала опасения политиков и СМИ в России, что Китай может аннексировать арендованную российскую землю через некоторое время.

"Это соглашение несет большие политические риски для российской территориальной целостности. Контракт нельзя подписывать", - сказал вице-спикер Госдумы РФ Игорь Лебедев.

"Через 20-30 лет китайское правительство будет требовать от нас отдать Китаю эту землю, потому что китайцы там живут", - пояснил он свои опасения.

Несмотря на то, что Лебедев русский националист и часто делает агрессивные заявления в адрес всех "нерусских", его опасения вызвали резонанс. Депутат-коммунист от Забайкалья Владимир Позняков также считает, что лизинг земли – это "троянский конь" КНР, призванный отколоть малозаселенные российские территории от страны.

В пяти российских регионах по соседству с Китаем проживает всего 5,5 миллионов человек. Для сравнения в приграничных провинциях КНР живет 63 миллиона граждан. Позняков считает, что китайская компания недобросовестно истощит арендованную землю.

"У нас уже большой опыт в этом. Там, где они сажают что-то, земля вымирает. Ничего не растет годами", - сказал коммунист.

Противники идеи передачи в аренду российской земли также видят в этом угрозу для российского аграрного бизнеса. Поскольку китайская компания сможет продавать свою продукцию в России дешевле, чем местные фирмы.

Компании КНР ищут возможности покупки земли в России для аграрных целей с декабря прошлого года, когда рубль потерял значительную часть своей стоимости. В это же время Москва не очень хочет идти на уступки китайским инвесторам, однако ей нужны китайские деньги на фоне конфликта с Западом из-за Украины.

Губернатор Забайкальского края Константин Ильковський уверяет, что передача в лизинг земли – это хорошая идея, поскольку никто из россиян не хочет ее обрабатывать. В Кремле признают эту проблему.

"У нас не хватает населения. Если китайский инвестор хочет обрабатывать целину за 200 километров от границы и выращивать там овощи – ради Бога, пусть делает это", - сказал глава администрации президента России Сергей Иванов.

Москва пытается укрепить экономические связи с Пекином после того, как Запад ввел санкции и отрезал российские компании от своих кредитных рынков. Еще в прошлом году Китай пообещал помочь восстановить экономику России. Глава китайской дипломатии добавил, что КНР и РФ неизменно поддерживают и помогают друг другу.

Однако Москва год провела в условиях экономического давления Запада из-за агрессии против Украины. И за это время китайский капитал не заменил европейский и американский. Издание Forbes писало, Китай не так уж и "влюблен" в Россию.

Во втором крупнейшем кредитном банке России "ВТБ" говорят, что китайские банки отказываются вести с ним дела. И причиной этого стали западные санкции против "ВТБ". Китай не хочет влезать в "треугольник" и выбирать между Россией, США и Европой, учитывая, что экономических связей с западной стороной у него больше. Пекин пытается сохранить свою безопасность.

Издание Business Insider писало, что отношения России и Китая сложнее, чем кажутся. Бывшая сверхдержава и потенциальная сверхдержава ведут соперничество за господство в Евразии: пока Россия выстраивает свою стратегическую ось в восточном направлении и пытается сохранить влияние в Центральной Азии, Китай продвигается на запад с намерением стать великой евразийской державой.