Любое решение, которое нужно принять в Конгрессе США, британском парламенте, в ООН или любом другом парламентарном институте, требует ответов на два вопроса: есть ли законный путь сделать желаемое и найдется ли политический вес для этого. Иногда политические инициативы настолько нереалистичны, что даже нет смысла поручать юристам искать юридические пути для их осуществления. Или наоборот, юридическая процедура на столько противоречит инициативе, что искать политическую поддержку для нее не стоит.
Однако, каждая из этих двух ситуаций не касается идеи исключить Россию или хотя бы приостановить ее участие в Совбезе ООН, – сказал во время дискуссии в Atlantic Council старший научный сотрудник Центра международного права Лаутерпахта в Кембриджском университете Томас Грент. Он уверен в существовании юридической процедуры для этого.
«ООН по меньшей мере дважды практически приостанавливала участие стран-участниц. Это было в 1956 году, когда СССР вторгся в Венгрию. И ее правительство было силой свергнуто. Генеральная ассамблея ООН не позволяла Венгрии три года подряд представлять себя. Также это произошло в 1974 году, когда ООН пыталась вразумить ЮАР отказаться от апартеида. ЮАР отказывалась многие годы. Поэтому в 1974 ООН с практической целью приостановила участие страны. И ЮАР, и Венгрия остались членами ООН. Но их участие было де-факто временно приостановлено. Это конституционная история организации ООН», – объяснил Грент.
Он отметил, что у Совбеза ООН есть свои правила проведения процедур. Однако он указал на Комитет по проверке полномочий Совета безопасности, состоящий из 9 членов, назначенный Генеральной ассамблеей. Грент подчеркнул, что в работе Комитета по проверке полномочий есть процедура протеста. Совбез никогда еще не имел дело с этой процедурой. Потому что никто никогда не применял ее. Однако протест может быть выражен любым участником Совета против любого другого. И если такой протест все же высказан, тогда Совбез должен назначить соответствующую процедуру для представителя страны, которой этот протест касался. Право вето в данном случае не действует и потребуется только поддержка большинства.
«Если мы посмотрим на состав Совбеза ООН, там есть 5 постоянных членов и еще 10 других участников. Давайте представим, что каждая из них – лучший друг России, существует 10 Северных Корей, Куб и Венесуэл. Тогда можно было бы сказать, что с политической точки зрения инициатива исключить Россию провальна. Но сегодня Совбез не склоняется так сильно на сторону России. Напротив. В зависимости от того, как считать, там есть 9-10 друзей Украины», – подчеркнул Грент.
Он пояснил, что причислил страны к клубу «друзей» Украины, учитывая, как они голосовали в Генеральной ассамблее ООН в течение прошлого года.
«Такой политический фон иллюстрирует, что это нельзя считать чем-то немыслимым. Будет ли это легко сделать? Конечно нет, это большой шаг. Но мы имеем дело не с легким или серьезным нарушением международного закона. Нет, это беспрецедентная атака против основополагающих принципов ООН», – сказал эксперт, добавив, что с момента основания ООН в мире были случаи, когда конфликты вспыхивали из-за территориальных споров.
Однако никто не предпринимал попыток стереть с карты целую страну. Это пытался сделать разве что Саддам Хусейн, приказав армии Ирака вторгнуться в Кувейт. Но именно поэтому весь мир вмешался, чтобы перечеркнуть его планы. Сегодня Россия тоже добивается, чтобы Украина исчезла с карты.