UA / RU
Поддержать ZN.ua

Российская военная угроза повышает напряжение на востоке Украины — NYT

На украинской границе сконцентрировалось беспрецедентное количество российских войск.

Украина обеспокоена наращиванием военных сил России на границе. Большинство аналитиков считают, что Москва вряд ли планирует реальное вторжение. Однако в Пентагоне заявили, что на украинской границе сейчас сконцентрировалось больше российских войск, чем в 2014 году. По мере наращивания вооруженных сил РФ растет напряжение в истощенной войной восточной Украине, пишет The New York Times.

На востоке Украины снова раздаются выстрелы, летают беспилотники, сбрасывая наземные мины. Враг в очередной раз нарушает нестабильный режим тишины.

Но, пожалуй, самым ярким свидетельством того, что семилетняя война в Донбассе может вступить в новую фазу, является то, что капитан подразделения береговой охраны Николай Левицкий увидел в Азовском море недалеко от портового города Мариуполя флотилию российских десантных штурмовых кораблей.

С начала войны в 2014 году Россия использовала войну на востоке Украины для давления на Киев, поставляя оружие оккупантам и все еще отрицая то, что сама РФ является участником войны.

Мало кто из западных аналитиков считает, что Кремль планирует реальное военное вторжение на восток Украины, учитывая ожидаемую негативную реакцию как Киева, так и международного сообщества. Но в результате масштабного накопления российских войск на суше и в море вблизи Украины среди чиновников и украинской общественности распространяется мнение, что Москва более прямо, как никогда ранее, сигнализирует о своей готовности открыто вступить в конфликт.

«Эти корабли, по сути, представляют угрозу. Все гораздо серьезнее, чем кажется», - сказал капитан Левицкий.

Много украинских военных чиновников и солдат говорят, что они все еще считают маловероятным открытое вторжение Кремля в Украину, и не видят доказательств неизбежного наступления среди российских военных сил. Но они говорят о других потенциальных планах России, включая попытки Кремля добиться официального признания статуса оккупированных территорий.

Возможно, ежегодное обращение российского президента Владимира Путина предоставит подсказки о дальнейших агрессивных геополитических замыслах Кремля.

Министр культуры и информационной политики Украины Александр Ткаченко перечислил несколько сценариев возможного вторжения: трехсторонняя атака России с севера, юга и востока; нападение с контролируемой сепаратистами территории; и попытка захвата водопровода для Крыма.

Россия, со своей стороны, вовсе не пытается скрыть свою военную мобилизацию, настаивая на том, что она собирает войска в ответ на усиленную военную активность в регионе со стороны НАТО и Украины.

Украинские чиновники выступают против эскалации войны, но нет никаких сомнений в том, что президент Владимир Зеленский в последние месяцы стал жестче относиться к России.

Зеленский заблокировал некоторые пророссийские телеканалы и ввел санкции против пророссийских политиков. Он также заявлял более открыто, чем раньше, о желании вступления Украины в НАТО - то, что Кремль рассматривает как огромную угрозу.

Интервью с прифронтовыми подразделениями в течение 150-километровой полосы восточной Украины за последние дни подчеркнуло рост напряженности в активном вооруженном конфликте. Чиновники и военные признают опасения относительно передвижения российских войск, а гражданское население чувствует себя истощенным после семи лет войны. С начала года погибли по меньшей мере 28 украинских солдат.

«Мы живем в печали. Я не хочу войны, но мы также не решим это мирным путем », - сказала 48-летняя работница почтовой службы в прифронтовой Авдеевке Анна Дикарева.

Зеленский пытался договориться с Кремлем о пошаговых компромиссах, чтобы облегчить трудности жителей фронтовых районов и искать пути выхода из конфликта, в результате которого погибло более 13 тысяч человек. Но идти на уступки России, которая фактически требовала право голоса в решении будущего восточной Украины, было неприемлемым для Киева. Боевые действия снова активизировались.

Украинские военные говорят, что начиная с декабря и января, огонь снайперов с другой стороны усилился, и они видели, как сепаратисты роют новые траншеи.

«В последнее время враг активизировался», - сказал 58-летний солдат по прозвищу «профессор», не называя свое полное имя из соображений безопасности.

Обе стороны конфликта обвиняют друг друга в росте количества нарушений режима прекращения огня, но по словам военных, украинским солдатам было разрешено стрелять только в ответ на атаки со стороны сепаратистов.

Некоторые из украинских солдат не исключают варианта начала «полномасштабной войны».

Перемещение российских войск на север и юг от территории, контролируемой сепаратистами, является хитростью, направленной на отвод украинских войск от линии фронта, говорят военные. Они не исключают, что Россия начнет наступление, используя своих «сепаратистских доверенных лиц», позволяя Путину и в дальнейшем утверждать, что война в Донбассе - это «внутренняя украинская проблема».

Россия делает все возможное, чтобы ее милитаризацию увидели, не скрывая стягивания войск к украинской границе.

Согласно «мирному плану», согласованном в Минске в 2015 году, тяжелое вооружение обеих сторон должно располагаться далеко за линией фронта. Украинские чиновники заявляют, что они не перемещали войска в ответ на наращивание в России, а любые текущие передвижения войск является обычной ротацией.

45-летняя учительница в Авдеевке Елена Писаренко сказала, что никогда не переставала держать под рукой «аварийный запас воды» по всей своей квартире и на балконе. Во время обстрелов в разгар войны она «создала ритуал», чтобы успокоить детей: они играли в настольные игры и пили чай. Еще одна местная жительница Ольга Вольвач сказала, что мало внимания уделяет недавней эскалации обстрелов.

По всему региону, от набережной Мариуполя до осколочных улиц Авдеевки, многие жители говорили, что они настолько истощены войной и даже не хотят рассматривать возможность того, что бои снова разгорятся.

Читайте также: СБУ приведено в режим повышенной готовности во всех областях

Россия стягивает войска к границе с Украиной под видом подготовки к учениям «Запад-2021». Одновременно с этим активизировались российские контингенты в Беларусиоккупированном Крыму, Приднестровье и акватории Черного и Азовского морей. Главнокомандующий ВСУ Руслан Хомчак, выступая 30 марта в Верховной Раде, указал на высокую вероятность российского вторжения.

Украинская военная разведка сообщила о подготовке россиянами масштабных провокаций, обострения в зоне ООС, попытки расширения зоны оккупации в Донбассе с возможным вторжением на других участках.   

Подробнее о ситуации и перспективах Украины в текущих условиях – в статье Сергея Немырыча «Военная тревога апреля 2021года: несколько простых выводов» для читателей ZN.UA.