Его страна может быть одной из самых бедных в мире, но министр обороны Нигера генерал Салифу Моди пользуется большим уважением. Неважно, что его правительство, созданное в результате военного переворота в июле 2023 года, до сих пор содержит под стражей свергнутого демократически избранного президента Мохаммеда Базума и его супругу. 4 декабря прошлого года генерал Моди приветствовал в Ниамее заместителя министра обороны России генерала Юнус-Бека Евкурова. Через две недели к нему приехал министр обороны Германии Борис Писториус.
Этот парадоксальный список гостей олицетворяет растущий вызов безопасности, с которым сталкиваются западные страны в этой части Африки. На поле битвы за влияние больших государств, которым стал Нигер и его соседи по Сахельскому региону, Россия получает впечатляющие результаты, сообщает Financial Times.
Правители Нигера стали разборчивыми в приеме иностранных гостей. В марте глава военной хунты отказался от визита высокопоставленной делегации США.
Американские чиновники, которые хотели поговорить о будущем двух военных баз, которые они держат в Нигере, даже продлили свое пребывание в Ниамее, чтобы дать этому визиту еще один шанс, но напрасно. Через два дня после их отъезда Вашингтон узнал из сообщения в Facebook, что Нигер расторг двустороннее соглашение, подписанное в 2012 году, позволяющее 1000 американских военнослужащих находиться в стране.
Американские официальные лица подтвердили, что делегация выразила обеспокоенность по поводу отношений Нигера с Россией и Ираном. Чуть больше чем через неделю Москва объявила, что тот самый глава нигерийской хунты, отказавшийся встретиться с американцами, генерал Абдурахаман Тиани, поговорил по телефону с Владимиром Путиным об "укреплении сотрудничества в области безопасности".
Вашингтон испытал другую тактику, выждав два месяца, чтобы признать, что переворот в Ниамее действительно был переворотом. Но каков бы ни был подход, ставки понятны всем — любое пространство, оставленное западными силами в Сахеле, заполняется Россией, которая берет на себя антитеррористическую борьбу, добиваясь некоторых краткосрочных успехов, но также имея свои собственные методы и программу действий.
Ошеломленные мощными антизападными дезинформационными кампаниями Москвы, наблюдатели отмечают, как расширяется и реорганизуется присутствие России в Африке в "постпригожинскую эпоху", когда наемники ЧВК "Вагнер", которыми руководил бывший союзник Путина, превратившийся в мятежника, интегрируются в министерство обороны.
Неопределенность остаться или пойти предстала перед 120 немецкими военными, все еще находящимися в Нигере, куда они отправились, чтобы объединиться с французами и американцами. Теперь, когда французы покинули регион, американцы в безвыходном положении, а россияне "напрягают мышцы", немцам остается только догадываться, смогут ли они в одиночку защитить южный фланг Европы от угрозы хаоса в Сахеле.
Для чего Путину нужен африканский континент читайте в статье Петра Герасименко "Африканские игры Путина: лукавый московский антиколониализм".