Президент США Джо Байден говорил правильные вещи по противодействию кибератакам со стороны российских хакеров. Отвечая на масштабную хакерскую атаку, которая ударила тысячи американских компаний и частных лиц, Байден выступил с заявлением и пообещал «принять любые необходимые меры для защиты своего народа и критической инфраструктуры». Это утверждение появилось вскоре после того, как американские и британские чиновники раскрыли вероятную попытку российских хакеров получить пароли правительственных служащих США, пишет The Washington Post.
Но незадолго до этих двух инцидентов, администрация Байдена приняла меры, которые отправили кардинально другое сообщение - объявив о поддержке усилий ООН по разработке международных «правил регулирования» киберпространства, главным инициатором которых фактически является именно Россия.
Эти истории рассказывают все, что нужно знать о текущем состоянии киберпространства: Соединенные Штаты говорят о своем желании противостоять российским хакерам, но одновременно позволяют Москве формировать международные нормы для поддержки собственных интересов.
Россия имеет склонность использовать ООН для достижения своих целей. В течение нескольких месяцев чиновники Кремля угрожали использовать право вето Совета Безопасности ООН для ограничения поставок гуманитарной помощи в Сирию - часть усилий президента Владимира Путина по укреплению режима Башара Асада. На прошлой неделе Москва согласилась разрешить единственный пункт пересечения границы для отправки помощи, а не четыре места пересечения, как было запланировано. Россия также неоднократно блокировала усилия ООН по осуждению применения химического оружия и насилия против гражданского населения в Сирии. Она использовала свое членство в Совете по правам человека ООН, чтобы прикрывать собственные внутренние нарушения прав человека.
Почему США ожидают, что Россия с ее авторитарным контролем над своим внутренним Интернет-пространством будет действовать иначе, когда дело коснется киберпространства? Скорее всего, Москва установит жесткие правила, подкрепленные авторитаризмом ради собственной выгоды.
В Кремле существует давно установленная схема сдерживания американских усилий для достижения продуктивных результатов в ООН. В 2018 году, после остановки переговоров ООН по политике киберугроз, Россия создала Рабочую группу открытого типа, и с тех пор использует эту группу для обеспечения того, чтобы другие члены ООН следовали ее планам. Как Соединенные Штаты, так и Россия выдвинули две отдельные резолюции по регулированию киберпреступности, но Россия получила преимущество, получив разрешение ООН на разработку глобального договора о борьбе с киберпреступностью.
Стратегическое сотрудничество России с Китаем в киберпространстве также не идет на пользу интересам США. В 2015 году две страны подписали соглашение «о сотрудничестве в обеспечении международной информационной безопасности».
Россия предложила резолюцию ООН о киберпреступности, целью которой является активная борьба с использованием информационных технологий в преступных целях. Но можно предположить, что на практике Москва будет использовать эти положения для цензуры внутреннего Интернет-пространства и свободы слова в социальных сетях.
Российский проект договора воплощает так называемый принцип цифрового «суверенитета», который Москва и Пекин продвигают годами. Ранее в этом году Россия объединилась с Китаем в попытке дальнейшего установления цифрового суверенитета в международной системе. Россия использует ООН для проведения длительных, отвлекающих и безрезультатных переговоров. Пока западные лидеры думают, что они могут «достучаться» до Кремля, садясь за стол переговоров, Россия постоянно продолжает придерживаться собственной повестки дня.
Классический пример: российский министр иностранных дел Сергей Лавров в июне опубликовал статью, в которой пообещал сотрудничать с США в киберпространстве, при этом посвятив большую часть материала критике западного либерализма и демократического мирового порядка, основанного на правилах, подрывая лидерство США и оправдывая агрессивную политику Китая.
Соединенным Штатам придется кардинально изменить свой подход, касающийся России и кибербезопасности. В то же время природа киберпространства означает необходимость международного сотрудничества. Учитывая то, что Россия и другие авторитарные государства используют это сотрудничество для достижения собственных целей, Соединенные Штаты должны реалистично относиться к намерениям Москвы и роли международных соглашений по борьбе с киберугрозами. Соединенные Штаты могут собрать демократических единомышленников для борьбы с авторитарным злоупотреблением механизмами ООН.
США также могут использовать уроки истории. Успешная политика ядерного сдерживания, а не Организация Объединенных Наций, предотвратила апокалипсис во время холодной войны. Россия и Китай регулярно нарушают международное право, поэтому они не будут соблюдать никакой договорной системы, но они будут использовать подобные договоренности, чтобы связать руки своим соперникам. Однако США могут помешать им начать кибератаки, используя новые наступательные и оборонительные кибервозможности.
Влияние России на киберполитику в ООН опасно, и администрация Байдена не должна позволять Москве регулировать международное цифровое пространство: сдерживание, а не многосторонность, будет определять киберперспективы Америки в отношении России, резюмирует издание.
В ночь на 3 июля сообщалось, что базирующаяся в США компания Kaseya подверглась потенциально очень масштабной кибератаке с применением вируса-вымогателя. Хакерская атака затронула компании, прямо или косвенно связанные с Kaseya. Kaseya занимается удаленным контролем за программами своих клиентов: поставщиков интернет-услуг для бизнеса.
Позднее агентство Bloomberg со ссылкой на экспертов в сфере кибербезопасности сообщило, что хакеры потребовали от Kaseya выкуп в размере $70 млн биткоинами.