UA / RU
Поддержать ZN.ua

Россия может потерять региональное геополитическое влияние — RFERL

Кремль будет вынужден уменьшить свои геополитические амбиции.

Сезон потрясений на постсоветском пространстве может побудить Кремль надеяться на более спокойный 2021 год, и переосмыслить способы сохранить свое влияние с помощью ограниченных ресурсов. В августе спорные президентские выборы вывели на улицы Минска сотни тысяч людей, что привело к массовым протестам в Беларуси и заставило белорусского авторитарного лидера обратиться к Москве. В сентябре конфликт между Арменией и Азербайджаном из-за Нагорного Карабаха фактически перешел в войну, втянув Турцию в конфронтацию, в которой Россия долгое время была главным арбитром. А в ноябре выборы в Молдове принесли победу проевропейской силе, что стало очередным ударом по интересам Москвы, пишет Radio Free Europe.

Политические кризисы в соседстве России привлекли внимание Кремля. Но более осторожный подход, чем в прошлые годы, отмечают аналитики, совпадает с переоценкой своих геополитических приоритетов и инструментов, доступных для их достижения. Российское понимание влияния вскоре изменится. Это естественный следующий шаг в постимперской трансформации.

Имидж возрождающейся России, которая готова защитить свои интересы на постсоветском пространстве, был подкреплен вторжением в Грузию в 2008 году и кризисом в Украине 2014 года, когда Россия захватила Крым и начала военное вмешательство в Донбассе.

Российский президент Владимир Путин пытался защитить статус России как главного регионального игрока, даже когда публично выступал за то, чтобы разрешить иностранным государствам самостоятельно разобраться в собственных проблемах, выступив против западного влияния.

Все эти бурные события 2020 года породили то вроде «идеальной бури потрясений», что тянется дугой от Минска в Молдову через Южный Кавказ и Центральную Азию. И хотя Москва, кажется, оставалась в стороне и наблюдала, как все развивается, по крайней мере сначала, аналитики говорят, что менее напористая внешнеполитическая позиция Кремля свидетельствует о более продуманном подходе, основанном на осознании своих границ, а не на геополитическом отступлении.

Все постсоветские страны Россия считает иностранными государствами после распада СССР, именно поэтому Кремль держит эмоции отдельно от политики.

Новый подход России может быть в значительной степени обусловлен финансовыми императивами. Евразийский экономический союз - экономический блок, задуманный Москвой, должен был стать конкурентом Европейскому Союзу и охватить около 200 млн людей по всему бывшему СССР. Но такой экономический блок не смог начать более глубокую интеграцию, к тому же, другие члены блока выразили обеспокоенность относительно реальных политических мотивов Москвы.

Несмотря на то, что западные санкции мало влияли на внешнеполитическую позицию России, в сочетании с пандемией COVID-19 они поразили экономику страны таким образом, что Кремль перешел к более рациональному региональному подходу.

Лидеры бывших советских республик, которые рассчитывают на поддержку России, столкнулись с большим давлением, поскольку эта поддержка пересыхает. Россия прибегла к «экономизации» своей внешней политики.

Однако, Москва, безусловно, не отступила от своей региональной роли. На Южном Кавказе, Кремль, кажется, сначала колебался, но все-таки расширил свой военный след путем переговоров о введении миротворцев в Нагорный Карабах. Однако, это колебание фактически узаконило активное участие Турции в региональной политике, которая поддерживала Азербайджан. Путин продолжает активно поддерживать своих лояльных коллег в регионе.

"Мы сделаем все, чтобы поддержать вас как главу государства", - сказал он лидеру Кыргызстана Сооронбаю Жээнбекову 28 сентября. Чуть больше чем через две недели Жээнбеков подал в отставку на фоне бурных протестов из-за противоречивых парламентских выборов. Москва фактически никак не поддерживала Жээнбекова.

И, подобно Евразийскому экономическому союзу, другие транснациональные проекты, где должна была председательствовать Москва, также потерпели неудачу. План создания полноценного союзного государства, в состав которого входят Россия и Беларусь, столкнулся с серьезными препятствиями.

Действительно, именно политический кризис в Беларуси, а не война в Нагорном Карабахе или потрясения в Кыргызстане, больше всего ударил по интересам Кремля. Режим, построенный авторитарным лидером Александром Лукашенко за 26 лет руководства государством, во многом подобный режиму, который реализует Путин в России: политическая система суперпрезидента, которая враждебно относится к Западу и сосредоточена на подавлении инакомыслия.

Службы безопасности, подчиненные Лукашенко, применили насилие против протестующих, пытаясь остановить массовые митинги, что потрясли Беларусь после скандальных выборов 9 августа. И если Путин решит баллотироваться на пятый срок на пост президента России в 2024 году, он может проанализировать опыт Лукашенко, сделав недавние кризисы в соседстве примером решения будущих внутренних вызовов.

Нельзя просто так проигнорировать важность событий в Беларуси. Лукашенко действовал методами Путина, чтобы подавить протесты. И если в Беларуси восстание оказалось возможным, то вполне вероятно, что в 2024 году массовые протесты могут начаться и в России, резюмирует издание.