UA / RU
Поддержать ZN.ua

Россия использует минские соглашения, чтобы посеять хаос, а не достичь мира — The Economist

Дипломатия создала путь для разрешения кризиса, но Украине следует остерегаться ловушки.

Ничто так не активизирует разум, как 130 тысяч, готовящихся к потенциальному вторжению, военных. В течение многих лет отношения между Россией и Западом ухудшались, но российские войска, собранные на границе Украины, вызвали настоящий «шквал дипломатии», пишет The Economist.

Президент Франции Эммануэль Макрон совершил визиты в Москву и Киев, пытаясь предотвратить потенциальную войну. После этого дипломатические визиты продолжили министры иностранных дел и обороны Британии. На следующей неделе очередь дойдет до канцлера Германии Олафа Шольца.

Запад столкнулся с двумя направлениями российских требований. Одно из них – изменить архитектуру безопасности Европы, ограничив влияние НАТО на Востоке. Другое – зафиксировать Украину в российской орбите. Вопрос Украины является наиболее срочным.

Опасность заключается в том, что, пытаясь избежать вторжения, Запад обременяет Украину соглашением, которое приведет к внутреннему хаосу в стране.

Точкой опоры стал Донбасс, где боевики ведут войну с украинскими силами с 2014 года. Соглашение «Минск-II», подписанное в 2015 году, должно было гарантировать прекращение огня, но большая часть договоренностей никогда не была реализована.

Президент России Владимир Путин хочет, чтобы Запад заставил украинское правительство «подчиниться». Макрон и Шольц, поддерживаемые администрацией президента США Джо Байдена, рассматривают минские соглашения как инструмент разрешения конфликта.

Украинцы чувствуют ловушку и имеют право беспокоиться. Минские договоренности – это не столько договор, сколько эскиз, написанный на обратной стороне конверта. Договор касается преимущественно прекращения огня, уклоняясь от трудных вопросов о том, что будет в будущем. В договоре объявляется, что регионы востока Украины имеют «особый статус», без конкретного определения этого понятия.

В договоренностях сказано, что выборы будут, но не уточняется, кто может баллотироваться и голосовать. Неопределенные «представители» помогут написать новую конституцию. Какая сторона должна делать это и когда?

Неопределенность устраивала Путина, который постоянно рассматривал минские соглашения как инструмент для манипулирования Украиной. Под «особым статусом» иногда понимают то, что Донбасс должен иметь право вето относительно внешней политики, включая вопрос вступления в НАТО.

Путину нужны выборы, исключающие лидеров, которые «симпатизируют» правительству в Киеве. Он выдал сотни тысяч российских паспортов и контролирует около 40 тысяч местных военнослужащих. РФ хочет «помочь» написать новую конституцию. Ее версия минских соглашений – это троянский конь, который либо поставит Украину под контроль России, либо спровоцирует хаос.

По всем этим причинам многие украинцы считают минские соглашения абсолютно неприемлемыми. Но сама нечеткость договоренностей открывает простор для дипломатического маневра, которым украинский президент Владимир Зеленский мог бы воспользоваться.

Видение Путина – лишь одна из многих возможных интерпретаций минских соглашений. Переговоры с участием Франции, Германии, Украины и России могли бы дополнить соглашение, чтобы ограничить «особый статус» Донбасса и обеспечить справедливые выборы. Западные государства могли бы поддержать Украину политически, экономически и дипломатически.

Согласится ли на это Путин? Возможно, нет. В любом случае Запад не должен навязывать Украине такое соглашение. Это привело бы к подрыву суверенитета Украины и дестабилизации всей страны с непредсказуемыми последствиями, которые, в свою очередь, могут сыграть и против Европейского Союза.

Путин также должен взвесить все шансы. Переговоры о ситуации вокруг Украины, а затем дополнительные переговоры с НАТО, например, по контролю над вооружениями, могли бы ослабить напряженность и дать главе Кремля то, что он хочет.

Путин мог бы сказать россиянам, что он «государственный деятель, избежавший давления Запада». И наоборот, отказ от диалога не оставит ему ни одного инструмента, кроме непредсказуемой, продолжительной и пагубной войны. Путин заставляет людей догадываться, чего он действительно хочет. Дипломатические переговоры – наилучший и самый безопасный способ узнать о намерениях РФ, резюмирует издание.

Читайте также: Reuters узнало, что Путин говорил Макрону об Украине, Евромайдане и Зеленском

7 февраля президенты России и Франции Владимир Путин и Эммануэль Макрон провели встречу в Москве, на которой обсуждался вопрос европейской безопасности, включавший ситуацию, связанную с Украиной. 

Встреча президентов длилась более пяти часов. В ходе переговоров стороны обсудили украинский вопрос и безопасность в Европе. Макрон отметил, что только дипломатический путь приемлем в решении "украинского кризиса". Путин в очередной раз использовал кремлевские нарративы, настаивая на выполнении Украиной минских соглашений в российской трактовке.

О том, имеет ли французский президент какие-то новые идеи кроме исполнения "Минска", читайте в статье Олега Шамшура"Что Макрон привез Украине от Путина".

Почему выполнение политической части минских договоренностей разрушит Украину читайте в статье Татьяны Силиной "Трупный яд "Минска": три способа избежать казни Украины, которую задумал Путин".