21 октября, через две недели после того, как в Балтийском море был поврежден газопровод и подводные кабели, адмирал НАТО Роб Бауэр сделал заявление о важности готовности к тому, что конфликт может возникнуть в любой момент и в любой сфере, в том числе и в Арктике.
В то время как РФ продолжает войну против Украины, Бауэр считает, что "российская угроза" может также "прийти с Крайнего Севера". Кроме того, он смотрел в сторону Китая, который значительно активизировал свою деятельность в регионе, пишет FT.
После вступления Финляндии в НАТО в начале этого года Россия "окружена" Альянсом на западе, севере и востоке. Однако она пытается укреплять геостратегическое превосходство в Арктике, ее военная сила сочетается с контролем активизации коммерческой деятельности на Северном морском пути (СМП) - арктических водах, на которые Москва выдвигает широкие претензии.
Между тем, становится заметным появление Китая на этой сцене. В последнее десятилетие Пекин вложил около 90 миллиардов долларов в российские арктические проекты по добыче ископаемого топлива и полезных ископаемых. Постепенно он начал сотрудничать с Москвой над созданием своего "Полярного шелкового пути" - новой ветви инициативы китайского лидера Си Цзиньпина "Пояс и путь".
Арктические амбиции Пекина, опирающиеся на огромные экономические рычаги, в этом году смягчились, когда западные санкции начали оказывать влияние на Москву. В марте Россия и Китай договорились о создании совместной организации для перевозок по Северному морскому пути. В апреле Пограничная служба ФСБ России и Береговая охрана Китая подписали двустороннее соглашение о морском судоходстве в Арктике. Это формально вовлекло Китай, самопровозглашенное "приарктическое государство", в механизмы безопасности региона.
В июле началось регулярное контейнерное судоходство между Санкт-Петербургом и Шанхаем, и Россия осуществила первые поставки сырой нефти в Азию. Используя нефтяные танкеры неледового класса, РФ отвергла надлежащую практику защиты ото льда, поставив прибыль выше экологической безопасности.
Географически Россия держит руль в своих руках, хотя Китай контролирует кошельки. РФ управляет своими арктическими портами. Корпорация "Росатом" выдает иностранным судам разрешения на прохождение по Северному морскому пути, а также оказывает помощь атомными ледоколами. Китайская транспортно-логистическая группа Torgmoll и ее дочерняя компания NewNew Shipping Line обслуживают китайско-российский арктический каботаж и торговлю.
Как следует понимать это арктическое китайско-российское сближение, насколько Пекин напрямую вовлечен в двустороннюю сеть торговых и военных связей и каковы на самом деле арктические намерения Си — неясно.
Вопрос потенциально враждебной совместной китайско-российской деятельности, однако, неожиданно возник после инцидентов в Финском заливе 7-8 октября, когда были повреждены газопровод Balticconnector и волоконно-оптические подводные кабели, соединяющие Эстонию с Финляндией и Швецией.
Данные автоматической системы идентификации показали, что судно NewNew Polar Bear, вероятно, в тандеме с "Севморпутем" Росатомфлота проходило над всеми тремя участками во время инцидентов. Премьер-министр Эстонии Кая Каллас предположила, что эти возможно умышленные акты были "связаны". В Финляндии согласились, указав на глубокие следы вокруг трубы и сломанный якорь, приподнятый с морского дна, еще до того, как фотографии показали NewNew Polar Bear в Архангельске 22 октября без якоря.
Другие появившиеся детали лишь разожгли дискуссии. Среди них – замена экипажа на NewNew Polar Bear в Калининграде незадолго до инцидентов и нежелание корабля контактировать с береговой охраной Финляндии, когда он начинал свой путь обратно в Тихий океан.
Хотя основное внимание было сосредоточено на New New Polar Bear, нельзя исключать причастность России. В то время как Китай до сих пор демонстрировал сдержанность на севере Европы, у России есть и мотив, и опыт запугивания соседей.
Однако Китай, несомненно, опасается, что слабая РФ может "проиграть" Западу во время войны против Украины. Видя большую выгоду в совместном стремлении к "постзападному", полицентрическому миру, Китай, вероятно, считает, что расходы на ограниченные провокации против НАТО будут невелики.
Какой бы ни была правда, двойное китайско-российское присутствие в связи с инцидентами в Балтийском море, безусловно, обеспокоило союзников по НАТО. Северные воды, похоже, являются конкурентной морской средой - коммерческой, политической и все более военной.
НАТО стремится предотвратить конфликт. Но Альянс также должен сдерживать врагов и обеспечить безопасность своей инфраструктуры, сказал Бауэр. Арктические водные пути должны оставаться свободными для всеобщего блага, пишет издание.
Пора понять, что Россия, Иран, Северная Корея, Сирия и еще группа «товарищей» действуют сознательно, они долго готовились и имеют планы и намерения идти до конца. Промедление с адекватной реакцией крайне опасно. Об этом пишет посол Украины в Японии Сергей Корсунский в статье «Если вы не за столом, то вы в меню. Что затеяли Россия, Китай и их союзники».