Прошел саммит ООН по вопросам глобальных систем питания. Полностью виртуальное мероприятие направлено на решение конкретной проблемы: как сделать цепи поставок продуктов питания справедливыми, «экологическими» и «здоровыми». В течение нескольких месяцев такие цепи поставок находились в состоянии стресса на фоне пандемии коронавируса, пишет The Economist.
Индекс, составленный Организацией по вопросам продовольствия и сельского хозяйства, показывает, что цены на продукты питания в августе были на треть выше, чем годом ранее.
Они выросли и приблизились к своему пику 2011 года. Бедные страны особенно уязвимы к подорожанию импорта продовольствия.
На первый взгляд, основные факторы этого подорожания свидетельствуют о том, что оно является временным.
Например, можно посмотреть на распространение свиного гриппа в Китае в 2018 году, который уничтожил половину крупнейшего в мире поголовья свиней. С тех пор Китай бурными темпами восстанавливает свои запасы, импортируя огромное количество зерна для кормления животных, и тем самым истощает мировые поставки кукурузы и соевых бобов.
Другая проблема выходит из резкого оживления мировой торговли в то время, когда COVID-19 все еще вызывает сбои в ключевых цепях поставок, что также ограничивает движение свежих продуктов.
Между тем цена за доставку некоторых продуктов, таких как пшеница или сахар, за год выросла более чем втрое.
Еще один неблагоприятный фактор - погода. Засуха в некоторых районах Африки, Азии и Америки, вызванная климатическим кризисом, спровоцировала пессимистические прогнозы относительно урожая в конце года, что способствовало инфляции. Но более «приветливые» условия с весны стабилизировали ситуацию во многих ключевых регионах.
Однако есть основания полагать, что такая «стабилизация» преждевременна.
Сообщение о том, что свиной грипп снова распространяется в Китае, порождают угрозу нового кризиса. Китаю снова могут понадобиться тонны кормов, что может негативно повлиять на поставки зерна.
Огромное отставание в поставках означает, что кризис будет рассеиваться очень медленно.
По мере роста количества случаев COVID-19, вызванных более трансмиссивным штаммом Дельта, могут вступить в силу новые карантинные ограничения, что будет еще больше задерживать цепи поставок. К тому же, метеорологи считают, что существует 70-80% вероятность того, что этой зимой также может обостриться климатический кризис.
Больше всего проблем может принести глобальное потепление. Рост средней глобальной температуры меняет схемы производства, и это не приносит благоприятные последствия.
Между тем более частые экстремальные климатические события в крупных фермерских регионах рискуют неожиданно разрушить производство.
А попытки сократить цепи поставок могут дестабилизировать рынки, что в свою очередь увеличит расходы. Рост цен на продукты питания, вероятно, останется актуальной проблемой даже после того, как COVID-19 будет под контролем, резюмирует издание.
Умеренный рост цен — стимул для экономики, а стремительный — настоящая проблема. И даже если вы далеки от макроэкономики, каждый чек в супермаркете намекает вам, что Украина вплотную к этой проблеме приблизилась. Виктор Шевчук в тексте «Инфляция на взлете. Где пилоты?» размышляет о последствиях стремительного инфляционного роста и адекватности тех методов, которыми НБУ пытается инфляцию удержать.