UA / RU
Поддержать ZN.ua

Решение МС ООН по финансированию РФ терроризма на Донбассе и дискриминации в Крыму нейтрализует большинство положений Конвенций – обозреватель

Владимир Кравченко также пояснил, что для Украины означала бы победа в рамках рассмотрения соответствующих исков.

Международный суд ООН, 31 января, вынес финальные решения по делу по иску Украины о финансировании Россией терроризма, а также о нарушении последней Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации. При этом суд удовлетворил только часть требований украинской стороны. По сути, МС ООН пришел к выводам, которые делают мертвыми и неприменимыми большинство положений обеих конвенций, пишет Владимир Кравченко в статье «Украина плетет вокруг России судебную паутину и побеждает «на минималках».

«Победа для нас означала бы, что суд поддержит утверждение украинской стороны полностью или частично, а проигрыш — что МС ООН заявит, что намерения не были доказаны. Оптимизм вселял то, что Конвенция позволяла широкое толкование. И были надежды, что судьи окажутся в состоянии принять революционное решение», – пишет Кравченко.

Но решение, оглашенное в среду, оказалось совсем не таким, как надеялись украинцы. В частности, в случае с Конвенцией о ликвидации всех форм расовой дискриминации, Суд признал лишь, что Москва нарушила свои обязательства по недискриминации украинской меньшины в Крыму в сфере образования. В то же время, таких притеснений в отношении крымских татар Суд не увидел. Кроме того, в МС ООН считают недоказанным нарушение РФ Конвенции при запрещении деятельности Меджлиса.

Читайте также: Международный суд ООН 2 февраля решит рассматривать ли дело по иску Украины против России касательно Конвенции о геноциде

Юристы-международники, с которыми ZN.UA обсуждало решение ТС ООН по Конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации, утверждают, что главный аргумент суда сводился к тому, что Украина не доказала элемента дискриминационности и потому действия России не являются нарушениями положений этого международного договора. Но, подчеркнул Кравченко, следует помнить, что Украина была ограничена в выборе международных договоров, в нарушении которых можно было предъявить обвинение против России.

Что касается требований к нарушению Россией Конвенции о борьбе с финансированием терроризма, то МС ООН также удовлетворил лишь часть из них. А точнее Суд заявил, что РФ не выполнила обязательств по расследованию случаев финансирования терроризма, на которые неоднократно обращала внимание Украина. В то же время МС ООН отметил, что Россия не выполнила временные меры и признала «ЛНР» и «ДНР». Однако судьи решили, что финансирование терроризма в понимании Конвенции касается только перечисления средств и не распространяется на предоставление боевикам военной техники и оружия.

«Ограничение применения Конвенции о борьбе с финансированием терроризма только финансовыми операциями в классической форме не дает ответа на вопрос, чем тогда являются поставки оружия и кэша боевикам. Ответ на этот вопрос остался вне сферы действия Конвенции», – отметила Лана Зеркаль, ранее представлявшая Украину в международных судах против РФ.

Читайте также: Победа права над силой

В свою очередь доцент кафедры международного права КНУ им. Т.Шевченко Захар Тропин в комментарии ZN.UA считает, что высота порога доказательства, установленного Судом, абсурдна и приводит к тому, что привлечь кого-то к ответственности по Конвенции о борьбе с финансированием терроризма становится невозможно.

«Фактически сегодняшнее решение МС ООН внедряет законные варианты обхода положений Конвенции и предусматривает вполне легальные пути спонсирования терроризма, что не просто сводит на нет действие ее положений, но может стимулировать некоторые государства к такой деятельности», – считает Захар Тропин.

Напомним, Украина обратилась в Международный Суд ООН с заявлением против РФ 16 января 2017 года. В заявлении наша страна обвиняла Россию в нарушении двух конвенций ООН, участниками которых являются обе страны – международной конвенции о борьбе с финансированием терроризма в связи с поддержкой террористов на Донбассе и международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации в связи с нарушением прав и преследования крымских татар и украинцев на Крымском полуострове