Казалось, что Владимир Якунин вечен. Он вряд ли мог что-то такое сделать, что пошатнуло бы авторитарный режим Владимира Путина. Но теперь у него могут отобрать контроль над РЖД, которым он халатно руководил последние десять лет.
"Возможно, Путин осознает, что сложные времена в экономике требуют лучших руководителей, чем его друзья, и для того, чтобы остаться при власти, ему нужно держать дистанцию от созданной им же олигархии", - пишет на страницах Bloomberg Леонид Бершидский.
Он добавляет, что за последнее десятилетие ни одна государственная компания в России не показала результатов, достойных примера. И РЖД под руководством Якунина не исключение. Только в прошлом году железнодорожный монополист понес убытки в размере 99 миллиардов рублей. Якунин списал это на решение правительства заморозить тарифы для энергетических компаний на перевозки. Но на самом деле он просто неоправданно увеличил расходы российской компании, при этом ничего не сделав для того, чтобы она зарабатывала деньги.
Также не стоит забывать отчеты оппозиционера Алексея Навального, в которых он публиковал данные о тайном состоянии Якунина, его поместьи и даже "шубохранилище", которые никак не вписываются в объем его доходов на должности директора железной дороги.
Якунин, так же как и еще один дург Путина и глава компании "Роснефть" Игорь Сечин в прошлом году отказались декларировать свои доходы. Директор РЖД даже пригрозил своей отставкой Кремлю, если его заставят показать доходы государству.
"Выбор нового главы российской железнодорожной системы ответит на важный вопрос: до сих пор ли Путин хочет прежде всего преданности от своего окружения? Возможно теперь он поставил компетентность на первое место? России нужно быть готовой к длительному периоду низких цен на энергоносители. А это значит, что придется строго контролировать свои расходы и бороться с коррупцией", - говорится в статье.
Возможно, Путин понял, что для сохранения власти ему не нужны верные олигархи, а профессионалы и технократы в Кремле. Если так, тогда вслед за Якуниным стоит ждать смены руководства в "Газпроме" и "Роснефти".
Вчера издание Financial Times писало, что в Кремле боятся серьезных перемен за возможного отстранения Якунина от РЖД. Обозреватель пишет, что источник, близкий к Кремлю, сообщил о "большие изменения", частью которых станет и потеря Якуниным должности в "РЖД". В это же время, некоторые эксперты в России напоминают, что несколько лет назад его уже "отправляли" в отставку государственные СМИ лишь для того, чтобы через несколько часов Кремль это опроверг. Точно узнать, что происходят в Москве, фактически не возможно из-за непрозрачности российской властной системы.
Ранее сообщалось, что Якунин собирался купить железную дорогу Греции и порт в Салониках. Чешские СМИ утверждают, что Якунин финансировал нынешнего президента Чехии Милоша Земана.
Якунин также попал в "черных список" западных санкций. А "Информационное сопротивление" сообщал, что РЖД за полтора месяца доставила боевикам сотни боевых машин и до тысячи грузовиков припасов. Только в начале мая после заключения вторых Минских договоренностей в феврале 2015 г., РЖД перебросили на Донбасс в распоряжение террористов около 80 РСЗО (в т. ч. и "Торнадо"), более 200 танков, 100 БТР и БМП, до 1 000 грузовых автомобилей с боеприпасами и другими средствами материально-технического обеспечения.