Отказ от строительства газопровода "Южный поток" стал дипломатическим поражением российского президента Владимира Путина, пишет Эндрю Рот в The New York Times.
"Это было нечастое дипломатическое поражение Путина, который заявил, что Россия перенаправит газопровод в Турцию. Его решение стало для ЕС и администрации Обамы редкой победой в этом году над их основным оппонентом", - говорится в статье.
Россия называла проект "Южного потока" хорошим деловым решением. Но Вашингтон и Брюссель отмахивались от него, как от завуалированных попыток Кремля укрепить свою позицию в качестве доминирующего поставщика в Европе и поставлять газ в обход Украины.
Конфликт в Украине увеличил давление Европы, направленное против строительства трубопровода, и строительство было приостановлено Болгарией в июне.
Если кто-то и стал победителем от этой ситуации, так это – Турция, которая, как и Китай, испытывает "энергетический голод". Турция использует этот конфликт как возможность получить долгосрочные поставки энергоносителей по льготным ценам. Путин заявил, что Турция получит скидку на газ и дополнительные 3 млрд кубометров в год.
Российский газ по-прежнему транспортируется через Украину в Европу, что является единственным политическим рычагом Киева против могущественного "соседа", отмечается в публикации.
Конфликт Украины отвернул Путина от Запада. Он подписал крупное соглашение о поставках газа Китаю, начав искать другие, неевропейские рынки для своей нефти и газа.
Президент России руководит вопросами газопроводов лично, поскольку, это может быть его основной источник власти. На протяжении многих лет он боролся с Западом за трубопроводные маршруты, это была "большая игра" за контроль над поставками электроэнергии в Европу. "Южный поток" был проектом победы для России, но энергетические рынки изменились. Появились новые источники газа – в основном из Северной Америки.
Резкое падение цен на нефть "выжимает" финансы Кремля. И многомиллиардное вложение в проект газопровода "Южный поток" могло никогда не окупиться.
"Россия является важнейшим зарубежным союзником сирийского президента Асада, в то же время турецко-сирийские отношения весьма напряженные. Турция увидела возможность воспользоваться противостоянием России и Запада", - пишет Рот. Автор также отмечает, что наложенные Россией санкции на европейский импорт Турция также использовала как возможность увеличить свой импорт.
Россия готова не только расширить текущий активный трубопровод "Голубой поток", ведущий в Турцию по Черному морю, но и построить новый. Россия снизила для Турции цены на газ, Путин добавил, что Россия готова и дальше их снижать по мере реализации двусторонних крупных проектов.