UA / RU
Поддержать ZN.ua

Путин посеял недоверие среди западных лидеров — FT

Россия привела Европу на грань войны.

Бывший канцлер Германии Ангела Меркель в свое время охарактеризовала президента России Владимира Путина как лидера, использующего методы 19 века в 21 веке. Бывший канцлер Германии имела в виду, что глава Кремля является «человеком войны и национализма» в эпоху, определяемую законами и глобализацией. Меркель сказала это после того, как Россия аннексировала Крым в 2014 году. Теперь правительства США и Великобритании предупреждают, что Путин готов открыть «самую большую войну в Европе с 1945 года», начав масштабное вторжение в Украину, включая прямое нападение на ее столицу, пишет Financial Times.

На выходных значительная часть западной политической элиты собиралась в Германии на Мюнхенской конференции по безопасности. Наряду с напряжением и предчувствием опасности одной из доминирующих эмоций на конференции было недоверие.

Многие дипломаты и политики, преимущественно европейцы, по-прежнему отказывались верить в данные разведки о возможности вторжения РФ в Украину. Скептики считают, что боевые действия будут касаться только востока Украины. Они предполагают, что цель Путина — усилить политическое, экономическое и психологическое давление до точки, когда украинское правительство упадет само или Запад пойдет на огромные дипломатические уступки.

Тех, кто уверен, что Путин сделает большие шаги и начнет полномасштабное вторжение, направленное на свержение украинского правительства, тревожит еще один вопрос. Один высокопоставленный политик сказал, что при разговоре со своим американским коллегой о потенциальной войне они просто не могли поверить, что такая проблема действительно реальна.

Подобные диалоги содержат тревожные сценарии. Западные чиновники считают, если российские военные будут атаковать Киев, они, вероятно, используют жестокую тактику, которую Путин применил в Грузии и Сирии. Это будет означать массовое развертывание артиллерии и воздушных сил и возможность гибели более 50 тысяч военных и гражданских в неделю. Как мир пришел к такому?

На этот вопрос есть короткие и широкие ответы. Белый дом был уверен, что война могла начаться еще до Рождества. С этого времени усилия администрации президента США Джо Байдена были направлены на то, чтобы убедить Путина отступить, дав понять, что глава Кремля заплатит большую экономическую и дипломатическую цену за войну. США всегда пессимистично относились к своим шансам на успех, но решили попробовать.

Сейчас правительства Америки и Великобритании считают, что решение о нападении на Украину было принято на прошлой неделе. Они рассмотрели вариант, что РФ сознательно разворачивает кампанию психологического давления. Но сам масштаб военной подготовки России убеждает их в возможности вторжения. Решение начать войну нельзя просто скрыть. Кроме того, отслеживаются нервные разговоры среди российских военных, считающих, что они идут в бой.

Вера в то, что война неизбежна, еще больше подкрепляется недавними событиями: усилением боевых действий на востоке Украины, увеличением количества кибератак, сообщениями о том, что российские войска останутся в Беларуси и что Россия проводит учения по ядерному оружию, призваны запугать своих противников.

«Это выглядит так, будто сценарий фильма разыгрывается в каждой детали», - сказал один высокопоставленный европейский чиновник.

Усилия по предотвращению войны продолжаются. США считают, что сейчас они пытаются убедить Путина отменить уже принятое решение.

Широкий вопрос о том, как Европа оказалась на грани войны, касается Мюнхенской конференции 2007 года. Там Путин выступил с агрессивной речью, осуждая глобальный порядок после холодной войны и использование силы США в Ираке и во всем мире.

Спустя почти год после конференции Россия начала войну в соседней Грузии. В 2014 году произошло первое нападение на Украину и аннексия Крыма. Западные лидеры пригрозили России тем, что Меркель назвала «массовыми последствиями, экономическими и политическими». Но РФ смогла жить под действием санкций.

Если Путин сейчас готов игнорировать угрозу новых западных санкций, то возможно потому, что он уже слышал такие угрозы раньше. Полномасштабное нападение на Украину, однако, станет признанием его готовности применить силу и согласиться на открытую конфронтацию с Западом.

После более чем 20 лет у власти, в возрасте 69 лет, Путин, возможно, сейчас «беспокоится о своем политическом наследии». Он выразил желание «воссоединить Россию». Возвращение Украины в орбиту Москвы можно рассматривать как завершение «исторической миссии».

Если Путин действительно думает как политик 19 века, он верит, что массовое кровопролитие оправдано для «объединения нации». Однако многие аналитики, включая российских либералов, считают, что Путин совершает большую ошибку, если верит, что подобные войны все еще возможны в Европе.

Сегодня агрессия, совершенная российскими войсками, будет записана на видео и будет транслироваться по всему миру. Российская молодежь пользуется теми же технологическими и социальными возможностями, что и молодежь в Западной Европе. Действительно ли население РФ примет опасность и моральный позор, которые могут принести действия Путина? Может ли Путин продолжать использовать методы 19 века в 21-м? Вероятно, ответ на этот вопрос будет известен в ближайшее время, резюмирует издание.

Читайте также: Полная текстовая версия выступления Владимира Зеленского в Мюнхене

Наступила не война и не мир, а мировойна, когда все более непонятным становится завтрашний день. Волны от нее разошлись по всему миру: десятки и сотни выступлений заполонили медиа. Запад обсуждает возможность «помочь» Путину выйти из агрессивной позиции без потери лица. И это тоже важно, чтобы не увеличивать градус противостояния. Но Мюнхен показал тщетность такой стратегии. О стимулах и руководствах сторон читайте в статье профессора Георгия Почепцова «Мир как война, а война как мир».