Европа стала жертвой энергетического кризиса, а президент России Владимир Путин это использует. Кремль не только отказывался быстро реагировать на запросы об увеличении транзита газа, но и усилил давление на Украину, собрав военных у границы и сотрудничая со своим коллегой в Беларуси, чтобы разжечь миграционный кризис в Польше и странах Балтии, пишет The Washington Post.
Администрация президента США Джо Байдена публично продемонстрировала солидарность с Украиной, когда госсекретарь Энтони Блинкен принимал в Вашингтоне министра иностранных дел Дмитрия Кулебу.
Но США отказываются делать то, что, по мнению украинского правительства и Конгресса, может лишить Путина еще одного оружия против европейских союзников Америки: остановить завершение строительства газопровода «Северный поток-2».
«То, что сейчас происходит в Европе, является очень сложным моментом со многими элементами. В этой сложной игре мы должны оставаться бдительными и устойчивыми», – сказал Кулеба во время своего визита в Госдепартамент, добавив, что Путин использует кибератаки и дезинформацию, чтобы дестабилизировать Европу.
Агрессия России стала настолько проблематичной, что президент Байден отправил директора ЦРУ и бывшего посла Уильяма Бернса в Москву на прошлой неделе, чтобы донести обеспокоенность правительства США Кремлю «лично».
Частью сообщения США было «отговорить» Россию от использования экспорта энергоносителей в качестве политического оружия против Европы. Конечно, Путин это уже делал. Лишь недавно глава Кремля заявил, что как только «Северный поток-2» — почти завершенный газопровод между Россией и Германией, проходящий под Балтийским морем, заработает, Москва может увеличить поток газа в Европу.
Правда в том, что Путин может расширить транспортировку газа в любой момент. Кремлю не нужен новый трубопровод для поставок газа, Путин просто хочет получить еще один инструмент для контроля над своими соседями.
Может ли в такой среде администрация Байдена разрешить газопроводу «Северный поток-2» заработать? В конце концов, еще в январе Блинкен засвидетельствовал, что администрация США «полна решимости сделать все возможное, чтобы предотвратить завершение проекта газопровода». Но с тех пор команда Байдена не выполнила это обещание.
В феврале администрация США ввела санкции против газопровода, но уже в мае Соединенные Штаты отменили часть санкций.
В июне Блинкен назвал завершение строительства газопровода «свершившимся фактом». В июле Соединенные Штаты и Германия опубликовали совместное заявление, в котором Берлин пообещал попытаться убедить Россию не использовать «Северный поток-2» для сокращения экспорта газа через Украину, ведь это может навредить украинской экономике.
Трубопровод действительно может стать «свершившимся фактом» для Белого дома, но американские законодатели не сдаются.
В конце сентября Палата представителей внесла поправку в Закон о национальной обороне, согласно которой администрация Байдена должна ввести санкции против всех компаний, связанных с «Северным потоком-2».
Сенатор Джинн Шахин внесла поправку в Закон, которая потребует от администрации Байдена периодически отчитываться о выполнении «общих обещаний» США и Германии, пытаясь обеспечить большую прозрачность.
«Я давно против газопровода "Северный поток-2" и продолжаю выступать против него», - говорит Шахин.
Но демократы в Сенате, хоть и выступают против трубопровода, делают это не слишком охотно. Они еще не сказали, поддержат ли добавление к законопроекту обязательное введение санкций.
Надежды администрации Байдена на то, что Путин не использует «Северный поток-2» против европейских стран, в том числе и против Германии, наивны. Когда Путин получает мощные рычаги влияния, история свидетельствует о том, что он обязательно ими воспользуется.
Долгосрочная стратегия США должна состоять в укреплении европейской энергетической безопасности путем увеличения экспорта американского природного газа, одновременно сотрудничая с Европой над «экологическим переходом» экономики и отказом от использования ископаемого топлива. Но разрешение Путину получить еще больше рычагов влияния на Европу является контрпродуктивным и опасным. В то же время, есть и хорошая новость: это еще можно остановить, резюмирует издание.
Напомним, госсекретарь Энтони Блинкен заявил, что Россия еще не пересекла предел, когда ее действия в энергетическом секторе можно рассматривать как использование газа как оружия.
По словам Блинкена, в США следят за действиями России в энергетическом секторе и развитием событий на рынках, и не отказываются от планов ввести против России санкции в случае, если РФ прибегнет к использованию газа в качестве оружия.
Однако пока ЕС и США обсуждают санкции, которыми можно наказать Россию за использование "СП-2" как оружия против Европы, Москва уже использует газопровод для шантажа. Подробнее читайте в тексте Марии Якуб и Александра Харченко "Почему в Европе растет цена газа и сколько заплатят за тепло украинцы?".
О причинах и последствиях нынешнего газового кризиса читайте в статье Сергея Корсунского «Не только происки России: в чем причина и чем грозит газовый кризис» в ZN.UA.