Россия расширяет свое военное присутствие на востоке Ливии, продолжая усиливать свое влияние в Африке. Новые планы могут привести к созданию военно-морской базы, которая может стать значительным плацдармом на южном пороге Европы.
По словам людей, проинформированных по этому вопросу, попросивших не называть их имен, между президентом России Владимиром Путиным и командующим ливийскими войсками на востоке Ливии Халифой Хафтаром заключается оборонное соглашение, которое будет результатом их встречи в Москве в конце сентября, сообщает Bloomberg.
Усиление российской активности в Ливии является новым вызовом для США и их европейских союзников, уже вовлеченных в противостояние с Кремлем из-за его вторжения в Украину и потенциальной роли страны в любом более широком ближневосточном конфликте, вытекающем из войны между Израилем и ХАМАСом.
«Держать Россию подальше от Средиземноморья было ключевой стратегической задачей – если Россия получит там порты, это даст ей возможность шпионить за всем Европейским Союзом», – считает Джонатан Винер, бывший специальный посланник США в Ливии, добавив, что администрация США «очень серьезно» относится к этой угрозе.
Россия уже несколько лет скрыто присутствует в Ливии посредством группы наемников «Вагнер», прибывшеих в страну во время вакуума власти и гражданской войны, последовавшей за устранением Муаммара Каддафи при поддержке НАТО в 2011 году. Сейчас контроль над «вагнеровцами» берет на себя российское министерство обороны.
Подготовительная работа, проделанная «Вагнером» для продвижения интересов Кремля в Африке и на Ближнем Востоке, позволила Москве быстро нарастить свои зарубежные военные активы. Она также стремится создать военно-морскую базу на Красном море в Судане, что дало бы ей постоянный доступ к Суэцкому каналу, Индийскому океану и Аравийскому полуострову, хотя гражданский конфликт в этой стране может откатить эти планы.
Что Россия может получить в Ливии
79-летний Хафтар контролирует многие основные нефтяные объекты в Ливии, которая является членом ОПЕК и на которую приходится около 40% африканских запасов нефти. По словам людей, близких к его самоназванной Ливийской национальной армии, он ищет системы противовоздушной обороны, чтобы защититься от сил соперника в Триполи, поддерживаемых турецкими военными. По их словам, он тоже хочет тренировать своих пилотов ВВС и спецназ. В обмен на это несколько авиабаз, занятых сейчас подразделениями «Вагнер», будут модернизированы для размещения российских войск.
Российские военные корабли также могут получить право постоянного размещения в ливийском порту, вероятнее всего, в Тобруке, расположенном всего в нескольких сотнях километров через Средиземное море от Греции и Италии, по словам других людей, знающих ход переговоров. Однако, по их словам, это более долгосрочная перспектива, поскольку она потребует значительной модернизации портовых сооружений. Россия пока имеет только одну военно-морскую базу в Средиземном море, в сирийском Тартусе.
Напомним, в июле африканские лидеры, приехавшие в Санкт-Петербург на саммит «Россия – Африка», призвали Владимира Путина прекратить войну в Украине и возобновить соглашение об экспорте украинского зерна, из которого вышла Москва.
В сентябре тысячи людей в Ливии погибли в результате наводнения, вызванного сильным средиземноморским штормом, который прорвал дамбы, снес здания и уничтожил почти четверть восточного побережья страны.