UA / RU
Поддержать ZN.ua

Приверженец переговоров с Путиным рвется к власти в Британии. Чего ожидать Украине?

Автор: Петр Герасименко

Несмотря на внезапность решения премьер-министра Великобритании Риши Сунака объявить парламентские выборы 4 июля, сначала ничто не предвещало интриг в избирательной кампании. Весьма комфортным было преимущество лейбористов над консерваторами, чтобы можно было сомневаться в том, кто победит. Но в июне избирательная кампания в Британии получила неожиданный поворот. Партия Reform UK Найджела Фараджа, которой пророчили борьбу с Либерал-демократической партией за почетное третье место, начала активно наращивать поддержку и, по некоторым опросам, уже опережает Консервативную партию. Если такое произойдет, политический ландшафт Великобритании может кардинально измениться.

Еще в конце мая рейтинг Reform UK находился в пределах 8–11%. Лейбористам Кира Стармера социологи предвещали почти 45% поддержки, а консерваторам — 23–25%. Но в этом месяце все начало быстро меняться. 3 июня Найджел Фарадж, который ранее говорил, что не планирует принимать участия в выборах, заявил, что передумал. Политик объявил о возвращении к рулю «Партии реформ» и о своем решении баллотироваться в Палату общин. Фарадж добавил, что планирует руководить политической силой по крайней мере на протяжении ближайших пяти лет, что свидетельствует о серьезности его намерений. (Напомним, что Найджел Фарадж в политике не новичок, он — один из самых известных британских евроскептиков и промоутеров Брэкзита.)

Читайте также: Россия может вмешаться в выборы в Великобритании — лидер демократов в Сенатском комитете

После этого рейтинги правых начали стремительно расти. А опрос YouGov показал, что Reform UK впервые опережает консерваторов. После нескольких сложных недель избирательной кампании рейтинг Консервативной партии опустился до 18%, в то время как Reform UK — поднялся до 19%. Тот же опрос дал лейбористам 37%, а либерал-демократам — 14%. Другие результаты исследования общественного мнения подтверждают значительный рост популярности правых радикалов. Хотя и они до сих пор уступают тори. Но теперь разрыв находится, скорее, в рамках статистической погрешности.

Мажоритарная избирательная система Великобритании сейчас препятствует Reform UK конвертировать свою популярность в избирательные мандаты в Палате общин. Кандидаты от правых до сих пор уступают консерваторам в большинстве округов. Но не везде. По состоянию на середину июня аналитики прогнозировали вероятную победу выдвиженцев Reform UK в семи мажоритарных округах. В частности, хорошие шансы попасть в парламент у лидера партии Найджела Фараджа. Еще в начале июня правым давали только три мандата. А на старте избирательной кампании — вообще ни одного. Участие кандидатов от Reform UK в определенной степени также выгодно лейбористам. Ведь часть голосов консервативно настроенных избирателей будет просто разделена между тори и «реформаторами».

Но даже самые оптимистичные прогнозы показывают: правых в Палате общин будет немного. В то время как консерваторов — около 70. Лейбористам сейчас пророчат 450–460 мест. У Reform UK будет значительно меньше депутатов, чем у либеральных демократов (около 56) и членов Шотландской национальной партии (37). Хотя, согласно национальному рейтингу, эта партия действительно имеет шансы обойти тори и выйти на второе место. Но тот факт, что соратников Фараджа в парламенте Британии будет очень мало, не очень успокаивает консерваторов. И им на самом деле есть из-за чего волноваться.

Бывший министр по вопросам миграции Роберт Дженрик, которого рассматривают как будущего лидера тори, заявил, что «разделяет разочарование» традиционных консервативных избирателей и понимает стремление перейти в лагерь Фараджа. «Налоговое бремя слишком высокое, система уголовного правосудия — слишком мягкая, а государственные службы — слишком неэффективны. Мои расхождения с правительством в отношении иммиграционной политики привели к тому, что я ушел в отставку из кабинета», — сказал экс-министр. И предупредил: голосование за кандидатов от Reform UK приведет к тотальной победе лейбористов и созданию правительства, которое лишь увеличит налоги и миграцию. Впрочем, не факт, что британцы прислушаются к его словам.

EPA-EFE/TOLGA AKMEN

В своей избирательной кампании Reform UK апеллирует к тому, что консерваторы и лейбористы не придерживались своих обещаний, с которыми шли на выборы уже в течение 30 лет. Фарадж мастерски выражает претензии к старому истеблишменту и утверждает: открытые границы и множество других проблем, с которыми сталкивается британское общество, вызвано «трусливостью консерваторов».

Читайте также: Главный кандидат в премьеры Британии от лейбористов обещает поддерживать Украину

17 июня Reform UK обнародовала предвыборную программу, которую партия называет «контрактом» с избирателями. Для того чтобы остановить нелегальную миграцию, партия Найджела Фараджа предлагает выйти из Европейской конвенции по правам человека, запретить каким-либо нелегальным мигрантам оставаться в Великобритании и возвращать всех мигрантов, которые прибывают на лодках, во Францию. Все мигранты, совершившие преступления, за исключением некоторых незначительных, будут лишены гражданства. Борьбу с миграцией Reform UK рассматривает как средство защиты британской культуры и самобытности. Также предлагают повысить до 20% страхование для иностранных работников, чтобы стимулировать работодателей нанимать британцев.

Партия обещает ввести нулевую толерантность к преступности, набрать 40 тысяч новых сотрудников полиции, изменить определение преступления на почве ненависти, чтобы уменьшить «системное предубеждение». В сфере экономики Reform UK хочет «упростить» налоговую систему Великобритании и снизить ставку корпоративного налога с 25 до 15%.

Правые также выступают за полный запрет «трансгендерной идеологии» в системе образования и обещают откорректировать историческую программу, которая будет включать изучение британского рабства и европейского империализма с аналогичными неевропейскими явлениями для «обеспечения баланса».

В сфере защиты окружающей среды Reform UK предлагает отказаться от достижения показателя нулевых выбросов и увеличить выдачу лицензий на добычу нефти и газа. И хочет проведения публичного расследования «вреда от вакцин против COVID». С другой стороны, правые поддерживают увеличение затрат на оборону до 2,5% ВВП в течение трех лет, а потом до 3% ВВП в течение шести лет. И хотели бы новый законопроект о свободе слова для «прекращения левых предубеждений и политкорректной идеологии». Есть в планах партии Фараджа и желание изменить избирательную систему Соединенного Королевства с мажоритарной на пропорциональную.

Можно по-разному относиться к программе Reform UK. Как и к тому, реально ли воплотить ее в жизнь. Но она находит отклик у избирателей. Возможно, этого бы не произошло, если бы консерваторы, находившиеся при власти с 2010 года, лучше выполняли свои обещания. И вообще были более последовательными консерваторами в разных аспектах своей политики. Сейчас партия Риши Сунака лихорадочно пытается доказать электорату свою преданность правым ценностям. Готовится отправить первую партию нелегалов в Руанду. И устами премьер-министра заявляет, что есть только два биологических пола, обещая «защитить права женщин и девушек». Но избиратель видит другую реальность, в которой неконтролируемая миграция достигла рекордных цифр. А образовательная система в значительной степени оказалась под контролем левых индоктринированных активистов. Реальность стимулирует электорат консерваторов искать альтернативу партии тори. И он часто видит ее в Reform UK.

Найджел Фарадж рассматривает текущую избирательную кампанию как подготовку к будущих выборам. И декларирует желание полностью переформатировать правый фланг британской политики, упрекая нынешнюю Консервативную партию в отказе от консервативных ценностей. Лидер Reform UK не скрывает своего желания стать премьер-министром в 2029 году и говорит о формировании общенационального движения. Группа правых консерваторов допускает вероятность сотрудничества и объединение с Фараджем. Впрочем, он такую возможность сейчас отвергает и даже утверждает, что часть консерваторов со временем присоединится к его политической силе.

Читайте также: Предвыборная авантюра в Британии. Что она означает для Украины

Для Украины Найджел Фарадж — не очень желательная персона. Ведь он уверен, что переговоров с Путиным все равно не избежать, и сомневается в том, что Россию удастся победить на поле боя. Военная и финансовая поддержка Украины также не вызывает у этого британского политика большого энтузиазма. Правда, о ее прекращении Фарадж прямо не говорит. Лидер Reform UK предполагает, что вопрос Крыма будет особенно сложным во время будущих переговоров между Украиной и РФ. Хотя в свое время также указывал на двойные стандарты, когда на фоне разговоров о «самых суровых мерах» поддерживаются активные торговые связи с Москвой.

На выборах 4 июля Reform UK вряд ли сможет провести хоть какое-то значительное количество депутатов в Палату общин. Но если она в национальном рейтинге действительно перегонит консерваторов или хотя бы сравняется с ними, это может очень сильно пошатнуть политическую систему страны, функционировавшую на основе баланса между лейбористами и консерваторами еще с 1920-х годов. Тогда Фарадж будет апеллировать к тому, что именно его политическая сила является настоящим выразителем интересов правого консервативного избирателя и главной национальной оппозицией к лейбористам. И прибавит максимум усилий, чтобы вытеснить тори из их политической ниши.

Популярность правой Reform UK — лишнее доказательство серьезного кризиса старого европейского консерватизма. Ведь похожие процессы, когда правые вытесняют классические консервативные политические силы на маргинес, имеют место и в некоторых других странах континента. А в отдельных из них традиционные консерваторы уже уступили место своим более успешным правым конкурентам. Возможно, нечто похожее происходит сейчас и в Великобритании. И мы находимся в начале пути, теоретически способного изменить будущий политический ландшафт Соединенного Королевства.