UA / RU
Поддержать ZN.ua

Потуги Путина наказать Турцию неуклюжие и безуспешные – Bloomberg View

Российские санкции неэффективны и больше наказывают простых россиян, чем турок.

Президент России Владимир Путин настолько зол на турецкого лидера Раджепа Тайипа Эрдогана за сбитый Су-24, что он не хочет говорить с ним по телефону или встречаться в Париже на климатическом саммите.

Но у российского президента очень мало возможностей сделать Эрдогану и его стране больно. И все его потуги наказать Турцию лишь осложняют жизнь россиянам. Об этом на страницах Bloomberg View пишет обозреватель Леонид Бершидский, напоминая, что Путин требует от турецкого президента компенсацию за уничтоженный бомбардировщик и извинения, на что тот не соглашается. Кремлевская пропаганда мигом начала антитурецкую риторику. Но до сих пор Москва почти ничего не сделала, чтобы нанести болезненный экономический или военный удар по Турции. И из-за этого эмоциональность Путина выглядит очень несерьезно и неуклюже.

Обозреватель напоминает, что Россия после сбития Су-24 в турецком небе мигом отправила С-400 в Сирию. Пропаганда объявила, что эти ракеты не позволяют коалиции во главе с США проводить бомбардировки на сирийской территории. В свою очередь, союзники опровергают эту информацию. Но даже если бы влияние С-400 на ситуацию было правдивым, тогда от этого выиграет только "Исламское государство". Бессмысленность отправки ракет также подчеркивает тот факт, что Турция не принимает участие в воздушной кампании в Сирии. Поэтому они ее не страшат.

Бершидский напоминает об атмосфере ненависти, которую создали российские государственные СМИ. Главный пропагандист России Дмитрий Киселев обвинил Турцию в покупке нефти у "Исламского государства" и попытках "восстановить Османскую империю". Российский депутат Владимир Жириновский призвал убить 100 турецких пилотов в знак мести, а толпа забросала посольство Турции камнями и яйцами.

Вдобавок, в Москве решили наказать Турцию и запретили россиянам покупать путевки на турецкие курорты, а также запретили турецким грузовикам с овощами и фруктами пересекать российскую границу. При этом вице-премьер-министр Аркадий Дворкович заявил, что цены на продукты расти не будут. Но опыт говорит, что это не так. Когда Кремль ввел эмбарго на товары из ЕС, цены в России на продукты питания выросли на 20-30%.

Запрет импорта в Россию фруктов и овощей болезненный для обеих стран, но для России больше. Турецкий сельскохозяйственный экспорт в РФ составил 1,2 миллиарда долларов в прошлом году, что составляет 7% от общего объема экспорта продуктов. Таким образом, турецкие фермеры легко переживут конфликт с Россией. А их коллеги в Европе, несмотря на российское эмбарго, даже продемонстрировали рост экспорта.

Для России ситуация значительно хуже. Она импортирует из Турции 20% овощей, а также 90% фруктов. Также турецкие курорты были одним из самых популярных туристических направлений для россиян. Конечно, турецкие отели потеряют миллионы, но вряд ли это будет критично для туристического бизнеса в целом.

Бершидский обращает внимание на то, что Путин мог бы действительно причинить боль Эрдогану, если бы перекрыл поставки газа, от которых Турция зависит на 60%. Также он мог бы заморозить строительство АЭС, которое проводит "Росатом". Но тогда бы российские компании тоже потеряли привлекательный рынок, а "Газпром" потерял бы выход в Южную Европу, уступив свою долю на рынке Азербайджану и Ирану. Баку уже провел газопровод в Турцию и был бы только рад продавать больше энергоносителей, чем продает сейчас. Российское правительство перекладывает финансовые трудности на карманы граждан, замыливая их пропагандой.

Несмотря на то, что в прошлом эта тактика продемонстрировала эффективность, тяжело не заметить, как много врагов Путин нажил в течение третьего президентского срока. И поскольку теперь Россия вступает в схватки с большинством своих соседей, а мир отгораживается от нее, возможно россияне начнут понимать, что Путин – это проблема, а не решение.

Отношения между Москвой и Анкарой начали ухудшаться после вступления России в войну в Сирии для поддержки режима президента Башара аль-Асада, против которого выступает Турция, и удары российской авиации по территориям, где живут сирийские туркмены. Хотя Россия заявила, что имеет целью объекты "Исламского государства" в Сирии, на самом деле большинство этих ударов направлена против других противников Асада, в частности, и против умеренной оппозиции, которая имеет поддержку Запада и арабского мира.

Кроме того, 24 ноября на турецко-сирийской границе был сбит российский Су-24. Оба пилота катапультировались, но в воздухе их обстреляли повстанцы. Командир самолета подполковник Олег Пешков погиб. Также погиб морпех Александр Позынич - член направленной на поиски штурмана самолета группы. Это первые официально признанные потери РФ в Сирии. Штурмана Константина Мурахтина успешно эвакуировали на российскую базу Хмеймим. По данным Анкары, истребитель F-16 сбил Су-24 после того, как он нарушил воздушное пространство страны в районе границы с Сирией и не откликнулся на предупреждения. В Минобороны РФ утверждают, что самолет летел строго в воздушном пространстве Сирии.

С российской стороны после инцидента были запрещены туристические поездки в Турцию, МИД сообщил о грядущей отмене безвизового режима, а военные прекратили все контакты.

Внутри России проблемы начались у поставщиков турецких товаров, а в Краснодаре за визовые нарушения были задержаны десятки бизнесменов из Турции.

Общий объем потенциальных потерь от сворачивания сотрудничества в различных сферах СМИ оценили более чем в 40 миллиардов долларов.