UA / RU
Поддержать ZN.ua

После Вильнюса: самые большие победы и разочарования Украины

Какую работу над ошибками должен проделать Киев

Автор: Константин Елисеев

Успех всегда достигается честными выводами, признанием и работой над ошибками. К сожалению, именно этого и не хватает сегодня в подходах к результатам Саммита НАТО в Вильнюсе и его последствий для Украины. Причем дефицит объективности ощущается как со стороны власти, так и вневластных сил и экспертов. Саммит не стал ни победой, ни провалом. И поэтому не правы и те, кто пытается выдать желаемое за действительное и доказать его успешность и историчность для Украины, и те, кто утверждает о провале нашей дипломатии в Вильнюсе.

Читайте также: Кулеба: Сказав, что Украина станет членом НАТО, Байден берет на себя политическое обязательство

Для Украины Вильнюсский саммит был важным не только с точки зрения понимания эволюции Североатлантического альянса в условиях продолжающейся российской агрессии, но и в контексте решения стратегического вопроса членства Украины в НАТО. В своих коммуникациях о результатах саммита украинская власть с самого начала свела Вильнюс исключительно к вопросу «приглашения/неприглашения Украины к членству», слишком завысила порог ожиданий в украинском обществе (в который поверила и сама власть) и включила на максимум режим психологически-дипломатического давления. Вместе с тем Саммит НАТО в Вильнюсе был не только об Украине (достаточно посмотреть на заключительный документ встречи, география и темы которого глобальные).

Разберемся подробнее.

Вильнюс стал однозначным успехом для Альянса. Начиная вооруженную авантюру против Украины, Путин рассчитывал получить «меньше НАТО» на своих границах, вместо этого получил «больше Альянса». Присоединение к НАТО Финляндии (а вскоре и Швеции) ознаменовало стратегическое фиаско Москвы, своими действиями сделавшей невероятное свершившимся фактом. Сегодняшний Альянс демонстрирует России и всему миру свою силу и решимость в противостоянии с агрессором и укрепление демократии и миропорядка в глобальном масштабе. Вместо довоенного 40-тысячного контингента Россия получает 300-тысячные силы НАТО вдоль своей границы. Граница НАТО с РФ дополнилась на 1300 км, а Балтийское море окончательно стало морем натовским. Шантаж Путина в отношении нерасширения Альянса и его возвращения к границам 1997 года полностью провалился.

За 500 дней союзники пережили серьезную, а главное — молниеносную по западным бюрократическим лекалам эволюцию, чтобы наконец признать то, о чем Украина говорит с 2014 года: острейшей проблемой в сфере безопасности для региона и мира является российский реваншизм. Победить его — дело чести для НАТО и всех союзников. Ведь только так можно достичь победы свободы и демократии на десятилетия. И это хорошо для Украины.

Читайте также: Джонсон призвал Запад не "уставать" от Украины - CNN

В Украине главным бенефициаром Вильнюсского саммита стали Вооруженные силы Украины. Сложные дипломатические баталии вокруг формулировок саммита о перспективах членства Украины в НАТО способствовали существенному повышению военной и оборонной помощи со стороны партнеров, которые таким образом пытались компенсировать недостаток амбициозности в тексте. Как результат имеем ракеты большой дальности от Франции, новые пакеты помощи США, Германии, коалицию F-16, что значительно усиливает боеспособность и потенциал украинской армии. А дальнейшие успехи ВСУ в свою очередь укрепят и позиции украинской дипломатии на пути к членству в НАТО.

Читайте также: Нет сомнений в том, что Украина присоединится к НАТО после войны — глава Пентагона

Вильнюс стал небольшим, но шагом вперед к Альянсу. И даже показал на двери, пусть на них и не написано «Швеция и Финляндия». Основной задачей украинской дипломатии было получить положительный ответ от лидеров стран НАТО на заявку Украины на членство в Альянсе, по возможности в форме приглашения присоединиться к Вашингтонскому договору в соответствии с его статьей 10. Задача сложная, но возможная, как говорят, по зубам опытной и амбициозной дипломатической команде МИД в сотрудничестве с нашими партнерами.

Удалось ли ее выполнить украинской дипломатии? Если объективно, частично удалось. Фактически заявку Украины не отклонили, а следовательно, приняли. Пусть и не собственно приглашение, а перспектива получения приглашения в случае выполнения двух комплексных предпосылок в документах саммита зафиксирована. Хотя и небольшой, но весомый шаг вперед. Кто-то мог бы сказать: «Победа!». Но и в Киеве, и в натовских столицах есть опасения, что эта победа пиррова.

Те, кто помнит Вильнюс-2013, поймут атмосферу Вильнюса-2023. Вместо облегчения и радости от достигнутого сложного, но конструктивного дипломатического компромисса евроатлантическая элита еще долго раздраженно будет вспоминать «эмоциональные качели» Зеленского, шантаж «приеду/не приеду», приезд в Вильнюс в стиле «слон в посудной лавке», психологическое деструктивное давление на партнеров. И как и в 2013 году, когда все лидеры ЕС друг за другом и все вместе убеждали Януковича в целесообразности подписания Соглашения об ассоциации с ЕС, в 2023-м западные партнеры так же успокаивали Зеленского с формулировками относительно НАТО. Поощряет ли такой опыт к дальнейшим приглашениям украинского руководства на мировые саммиты то ли «семерки», то ли «двадцатки» — вопрос риторический.

Несмотря на чрезвычайное внимание, Украина не смогла найти себе места на Саммите в Вильнюсе. Наша страна, безусловно, является важной темой, в то же время сама по себе героическая борьба Киева против агрессора — это еще не входной билет на членство в НАТО. И не индульгенция в отношении реформ. Отсюда и холодный душ от президента Байдена и других союзников о соответствии критериев и необходимости квалификации Украины по будущему членству в Альянсе.

Читайте также: Украина сближает НАТО и его азиатских партнеров: как это поможет нашей победе

Бояться или выступать против требований взаимосовместимости — путь ошибочный. Но именно эту реакцию мы увидели в печально известном твите главы государства на пути в Вильнюс. Не будем гадать, кто подсказал такую тактику действий, но вполне очевидно, что ее применение к друзьям и союзникам было как минимум неуместным. Или, пользуясь формулой самого президента, «беспрецедентным и абсурдным». Как свидетельствуют дипломатические утечки в прессе и закулисные разговоры в рамках Саммита НАТО, этот демарш едва не стоил Украине неприятных последствий для результатов и точно будет влиять на отношения в дальнейшем.

Путь Украины к членству в НАТО стал «короче, но не быстрее». Предельно точная оценка министра Кулебы, который как никто другой многое сделал во избежание худших сценариев развития. Украину избавили от требований выполнять План действий относительно членства, но более легким путь в Альянс это не сделает. Вместо проторенного и юридически выверенного пути идти придется сквозь неизвестные чащи. И чтобы путь этот не превратился в бесконечное испытание, следовало бы уже сегодня в сотрудничестве с нашими союзниками, прежде всего с Польшей и странами Балтии, получить компас движения в НАТО с предельно четким перечнем требований. Украинская дипломатия это помнит, знает и умеет со времен получения безвизового режима с Евросоюзом.

При этом не стоит выдавать желаемое за действительное и считать, что единственное условие для получения приглашения, кроме консенсуса союзников, — завершение войны против России. Черновик условий уже изложен в Декларации «семерки» по поддержке Украины — реформы в сфере демократии, верховенства права, судопроизводства, корпоративного управления, в секторе экономики и безопасности, государственного управления, уважения к правам человека и свободы СМИ. И здесь многое совпадает с нашим движением по достижению критериев членства в Европейском Союзе. Поэтому надо не ждать, а сформулировать задачу и надлежащим образом выполнить. Юбилейный Саммит НАТО в Вашингтоне — вполне достижимая перспектива.

Читайте также: Борис Джонсон сравнил саммит НАТО в Вильнюсе с саммитом Альянса в Бухаресте в 2008 году

Парадоксально, но самым большим разочарованием Саммита в Вильнюсе стали не перспективы членства Украины в НАТО, а так называемые гарантии безопасности для нашей страны. Бесполезно власти пытаться выдавать желаемое за действительное, ведь то, что предложено «семеркой», настоящими гарантиями не является. В Украине ждали «гарантии защиты», «гарантии мира», и на этот запрос ответа нет. Общая позиция «семерки» в поддержку Украины — это поощрительная декларация о намерениях, а не собственно обязательства в сфере безопасности. Именно поэтому в тексте отсутствует слово «гарантии», а по содержанию она напоминает Будапешт-1994 с пометкой «плюс».

К немедленным консультациям добавляются обязательства о предоставлении Украине оружия, обеспечении обучения военных (фактически «Рамштайн»), экономическая и финансовая поддержка, плюс санкционный фронт. Кроме этого, сознательной манипуляцией является утверждение о четкой увязке так называемых обязательств в сфере безопасности с членством Украины в НАТО, потому что в официальном тексте такой логической связи нет. Вот и получается, что так называемые гарантии — это не о безопасности и защите Украины всем Свободным миром, а о подготовке к новой войне и усилению способности нашего государства к самообороне согласно статье 51 Устава ООН. Такая себе перспектива.

Читайте также: Sorry Russia: Балтийское море сейчас является озером НАТО – POLITICO

Тем более что даже эти так называемые гарантии будут задействованы после завершения войны и формализованы, возможно, на следующем Вашингтонском саммите НАТО в 2024 году. Проблема заключается в том, что главной целью Украины на Вашингтонском саммите Альянса должно было бы стать получение приглашения присоединиться к Вашингтонскому договору, и на это должна была быть направлена вся энергия украинской дипломатии, гражданского общества, партнеров. Вместо этого до Вашингтонского саммита власть планирует бросить большинство ресурсов на работу над двусторонними договорами с каждой отдельной страной, что будет требовать длительной процедуры составления и ратификации.

То есть такие договора — это создание параллельного трека к треку членства в НАТО. Это ошибочный трек, дающий козыри скептикам нашего членства в Альянсе и надежду путинскому режиму о готовности власти торговать вопросом НАТО. Тот, кто думает о мире и победе, работает над членством в НАТО. Тот, кто думает о подготовке к новой войне, работает над «гарантиями».

Читайте также: Гневный твит Зеленского о членстве в НАТО едва не привел к обратному эффекту – WP

Как итог, Вильнюс прошел впереди Вашингтон. При любом сценарии наши позиция и стратегия должны оставаться неизменными: членство Украины в НАТО — единственно действенная долгосрочная гарантия безопасности для нашего государства. Если двери в Альянс для Украины открыты, то мы должны наконец в них войти. Надо сделать правильные сдержанные выводы по результатам Вильнюсского саммита. Да, определенным образом удалось развить язык Бухареста и получить конкретику. Имеем формулировки, ориентированные на движение, действия и результат, а не просто констатацию «политики открытых дверей». Есть цель — получить приглашение присоединиться к НАТО в соответствии со статьей 10 Вашингтонского договора.

Есть задача — получить согласие всех партнеров (а это значит, что сейчас такого консенсуса нет) и выполнить определенные условия. Приоритет — как можно быстрее получить такой исчерпывающий перечень условий, стиснуть зубы, напрячься и работать на результат. Должны быть консолидированными, едиными и власть, и оппозиция, и гражданское общество.

Сделаем невозможное возможным.