UA / RU
Поддержать ZN.ua

Понимание механизма группового распространения COVID-19 может помочь контролировать пандемию — The Guardian

В среднем 10% людей отвечают за 80% передачи болезни - и это должно определять способ борьбы с вирусом.

В феврале, когда COVID-19 только начинал распространяться по всему миру, была информация о том, что одно инфицированное лицо в Южной Корее могло инфицировать сотни других людей. Такая высокая вероятность распространения болезни привела к 5000 случаев коронавируса в стране, которая применяла одну из наиболее эффективных стратегий контроля над пандемией COVID-19, пишет британская газета The Guardian.

На первый взгляд, это не соответствует тому, что мы знаем о том, как передается Sars-CoV-2 (вирус, вызывающий COVID-19). Считается, что среднее количество инфицированных в результате контакта с больным (величина, известная как R) составляет от двух до пяти, если у населения нет иммунитета. Как же тогда этот человек, которого работники здравоохранения называют «пациентом 31», смог заразить так много людей в Южной Корее.

Хотя, случай с «пациентом 31» в Южной Корее является одним из многих подобных ситуаций в мире, которые произошли во время пандемии коронавируса. Фиксировались случаи, когда один больной мог заразить десять, двадцать или даже пятьдесят человек.

Это потому, что R - только среднее значение, и это среднее значение маскирует интересное явление, которое было темой значительного общественного интереса в последнее время. В научных кругах это явление известно как "чрезмерная дисперсия", или же механизм группового распространения коронавируса. Но что это такое, и как понимание этого явления может помочь контролировать распространение болезни?

Проще говоря, «чрезмерная дисперсия» означает, что небольшое количество больных может вызывать чрезмерно высокий процент передачи болезни.

Частично механизм группового распространения болезни зависит от моделей социальных контактов: типичный день для большинства людей предполагает контакт с несколькими лицами, но, например, но в другой день мы можем видеть сотни других людей.

«Пациент 31» в Южной Корее посещала религиозные службы в помещении «Церкви Иисуса Шинчхонджи» в городе Тэгу и ездила по городу за неделю до установления диагноза, что спровоцировало большую вероятность распространения болезни среди большого количества людей, чем если бы, например, пациент 31 находилась дома с семьей.

Биологические и экологические факторы также важны для механизма группового распространения коронавируса. Большинство людей, инфицированных Sars-CoV-2, могут начать передавать болезнь еще до того, как появятся симптомы.

Для некоторых этот бессимптомный период может длиться несколько дней, в течение которых инфицированный человек продолжает свою регулярную деятельность, бессознательно распространяя болезнь. Некоторые виды деятельности, такие как пение или крик, особенно в плохо проветриваемых помещениях также могут способствовать передаче вируса.

«Чрезмерная дисперсия» может помочь понять некоторые «загадочные» аспекты начала пандемии. В начале февраля многие страны зарегистрировали несколько подтвержденных случаев заболевания COVID-19 и не нашли доказательств распространения болезни среди большого количества людей. Это казалось несовместимым с доказательствами о передаче Sars-CoV-2 в Ухане, Китай. Однако эта очевидное несоответствие может быть объяснено чрезмерной дисперсией: большинство стран в начале пандемии не наблюдали явления чрезмерной дисперсии, поскольку в новых местах первоначальное распространение вируса может замедляться. Например, в Новой Зеландии 80% инфицированных лиц, попавших в страну, в среднем передавали болезнь только одному человеку или же вообще никого не инфицировали.

Однако, проблема заключается в том, что когда чрезмерная дисперсия «вступает в силу», количество случаев болезни резко возрастает.

Южная Корея зарегистрировала более 1900 случаев в течение десяти дней после идентификации пациента 31, преимущественно среди кластера Церкви Шинчхонджи.

Понимание механизма группового распространение болезни может пойти на пользу, если определить сферы деятельности с высокой склонностью к чрезмерной дисперсии.

Одним из способов сделать это являются «кластерные исследования», или «обратное отслеживание контактов», которое имело успех в Японии.

Отслеживание цепей распространения болезни к ее источнику позволяет идентифицировать лицо, «ответственное» за непропорциональное количество передач. В ходе этих исследований чиновники в Японии досрочно решили ввести ограничения на сборы большого количества людей в переполненных помещениях.

Однако чрезмерная дисперсия непредсказуема. Мы не можем знать, где состоится следующая «сверхвысокая передача болезни».

Кластерные исследования эффективны, если их проводить быстро и тщательно, но вспышка может быстро выйти из-под контроля, если только один кластер остается неопределенным или неконтролируемым.

Непредсказуемость механизма группового распространения болезни имеет еще одно важное последствие. Существует предположение, что высокий уровень «чрезмерной дисперсии» означает, что вскоре люди смогут получить достаточный уровень иммунитета, чтобы остановить распространение болезни без последующего контроля. Однако, такое предположение может быть ошибочным. Ведь сейчас фиксируются случаи повторного инфицирования коронавирусом, что вызывает сомнения относительно коллективного иммунитета.

Кластерные исследования, большие программы тестирования и отслеживания контактов, а также контроль над видами человеческой деятельности, которые могут способствовать высокому уровню распространения болезни может быть особенно эффективным для контроля пандемии.

Однако опыт Южной Кореи показывает, как быстро, на первый взгляд, контролируемая вспышка болезни, может неожиданно выйти из-под контроля, резюмирует газета.