UA / RU
Поддержать ZN.ua

Польша открыла экзистенциальный кризис для Европы — The Washington Post

Варшава вступила в конфликт с ЕС.

Европейский Союз столкнулся с кризисом, который может быть для него наибольшей угрозой за всю историю. Это не имеет ничего общего с агрессией России или выходом Великобритании из состава ЕС. Это не касается и финансовых проблем еврозоны, всплеска мигрантов или пандемии коронавируса. Речь идет о конфликте с Польшей, пишет The Washington Post.

На прошлой неделе Конституционный суд Польши, в котором многие судьи верны нелиберальный правящей партии страны, определил, что Конституция Польши в некоторых случаях превышает европейское законодательство и полномочия Суда Европейского Союза.

Решение было вынесено на фоне политического и правового спора на континенте по поводу того, что европейские чиновники рассматривают как последовательное нападение правого польского правительства на независимую судебную систему страны. Такой процесс, по мнению ЕС, продолжается с момента прихода к власти в Польше партии «Право и Справедливость» в 2015 году.

Решение польского суда имеет огромные последствия. Представитель ЕС Дидье Рейндерс оценил ситуацию как наглое нападение на правовой и политический консенсус, который объединяет блок.

«В течение многих лет было признано, что если вы являетесь членом ЕС, конечно, вы применяете верховенство права; вы полностью уважаете демократию, основные права, - возможно, с определенными опасениями, но с реальным намерением адаптировать ваше законодательство в полное соответствие законодательству ЕС», - сказал Рейндерс.

Теперь Польша, похоже, стремится двигаться в другом направлении. На заседании в Европейском парламенте премьер-министр Польши Матеуш Моравецкий «вступил в спор» с председателем Еврокомиссии Урсулой фон дер Ляйен.

Урсула фон дер Ляен в своем выступлении заявила, что «решение Конституционного суда Польши ставит под сомнение основы Европейского Союза», а также добавила, что это прямой вызов единству блока.

Она озвучила возможные пути применения санкций против Польши. Моравецкий в ответ назвал свою страну жертвой «нападения» Брюсселя.

«Если вы хотите превратить Европу в безнациональную сверхдержаву, сначала получите на это согласие всех европейских стран», - сказал он.

Но большинство наблюдателей за пределами Польши воспринимают ситуацию иначе. Многие аналитики считают, что такой шаг Варшавы - это серьезный удар по блоку.

«Все функционирование ЕС базируется на том, что это политическая система верховенства права. В конце концов, у ЕС есть большое количество законов, соглашений и положений, которые он принял, и есть обязательства государств-членов соблюдать их. Если суды по всему ЕС не могут доверять своим польским коллегам, то правовая система блока начинает разрушаться», - сказал профессор политологии и права в Университете Ратгерса Даниэль Келемен.

Теперь внимание переходит на то, как блок в целом будет бороться с поведением Польши. Законы Варшавы против ЛГБТ уже вызвали осуждение. Сейчас в некоторых европейских столицах появляется энтузиазм к жесткому подходу, включая использование механизма верховенства права для блокирования средств и помощи Варшаве для борьбы с пандемией.

Перспектива такого наказания возмутила польских чиновников. Заместитель лидера правящей партии Ришард Терлецкий в прошлом месяце намекнул, что его страна может пойти по пути Великобритании.

«Британцы показали, что диктатура брюссельской бюрократии их не устраивает и просто ушли», - сказал он.

Но перспектива выхода Польши из ЕС остается далекой, не в последнюю очередь потому, что подавляющее большинство поляков хочет остаться в составе блока. Сторонники более жестких действий со стороны ЕС считают, что нужно установить «красные линии».

«Если Комиссия и большинство государств-членов не займут решительную позицию, другие страны, такие как Болгария, Венгрия и Словения, будут использовать эти слабости, чтобы не дать Европе идти по пути к большей интеграции. Для этих стран большая интеграция расценивается как подрыв национального суверенитета. Но это то, на что подписались все члены ЕС, когда они присоединились к блоку», - считает аналитик Джуди Демпси.

Путь вперед выглядит туманным. Правовых средств, доступных Комиссии, включая новый механизм принудительного исполнения, который еще предстоит запустить, что может ограничить выплату бюджетных средств ЕС, недостаточно, считают аналитики. Но политическая реальность такова, что ЕС не может позволить себе вступить в войну с одним из своих государств-членов, не поставив под угрозу блокировки всю свою повестку дня, учитывая, что важнейшие политические решения требуют единогласия. Брюссель имеет возможность штрафовать огромные многонациональные технологические компании, такие как Amazon и Google, однако, похоже, блок не может контролировать свое же государство.

Брюсселю нужно найти и использовать реальные рычаги влияния.

«Азартная игра, в которую вы вступаете с этими режимами, то есть с Польшей и Венгрией, заключается в том, что ЕС может стать на путь дестабилизации», - добавил аналитик.

Читайте также: ЕС распадется, если не будет реакции на решение Конституционного суда Польши — еврокомиссар

Решение Конституционного суда Польши о том, что национальное законодательство имеет приоритет над общеевропейскими законами, разрушают одну из основ единой Европы, на которых она держалась на протяжении последних десятилетий. Это породило разговоры о выходе Польши из Евросоюза и привело к многотысячным акциям оппозиции. Но действительно ли Варшава планирует «Полексит», читайте в статье Александра Шевченко "Разрушит ли Польша ЕС?".