UA / RU
Поддержать ZN.ua

Польша делает "правых" радикалов политической нормой - FT

Массовые демонстрации в Варшаве были наполнены зловещим эхом Шарлоттсвилля.

Очень легко провести параллель между 60 тысячами националистов, которые прошли маршем по улицам 3 в минувшую субботу, с депрессивным эхом фашистских демонстраций в Европе в 1930-х годах. Но важнее заметить другое сходство: между событиями в столице Польши и в американском Шарлоттсвилле, где тоже собирались "правые" радикалы.

Об этом на страницах Financial Times пишет обозреватель Мартин Сандбу, замечая, что оба марши имели две общие цели. Первая - популяризировать расистские взгляды на общественный порядок. В Шарлоттсвилле это делали через защиту идолов-конфедератов времен Гражданской войны в США, а в Варшаве - через поддержку "белой Европы и братства наций", а также "молитвы за Холокост мусульман", как было написано на некоторых транспарантах.

Вторая же общая цель была более стратегическая: поощрить сторонников выйти из-под любой самоцензуры взглядов, которые большинством в обществе считаются неприемлемыми. В Шарлоттсвилле официально марш назывался "Объединим правых". Цель в том, чтобы сделать идеи превосходства белой расы нормальным явлением и приемлемой частью политического спектра. В Варшаве прошел марш в День независимости Польши, который отмечается в День перемирия 1918 года. Он собрал поклонников со всей Европы, многие из которых привезли флаги довоенных фашистских режимов своих стран.

По мнению обозревателя, критически важно понять политический маневр. Ведь приближение достижения второй цели увеличивает шансы на успех и первой. Если праворадикальные расисты-националисты смогут распространять свои взгляды без какого-либо серьезного сопротивления и ответа, они очень скоро смогут занять часть привычной политической арены в либеральных демократических сообществах со своими программами, которые ликвидируют как либерализм, так и демократию.

Другая зловещая параллель между Варшавой и Шарлоттсвилем в том, что усилия националистов сработали. Президент Дональд Трамп в США и правящая партия "Право и Справедливость" в Польше не осудили радикалов, тем самым предоставив им определенную политическую равнозначность.

В Польше представители правительства называли "патриотическим" марш радикалов. Они преуменьшили преступное поведение некоторых его участников. Нынешний марш в Варшаве прошел с меньшим количеством случаев насилия, но лишь потому, что полиция охраняла его, держала оппонентов националистов подальше, а некоторых из них даже арестовали. Самое абсурдное то, что председатель Сената пригрозил редактору одной из оппозиционных газет за использование вульгарной лексики в эфире телеканала, хотя тот лишь процитировал действительно вульгарный лозунг на баннере националистов на марше.

Нет никаких сомнений относительно того, что делает правительство Польши. Вслед за Дональдом Трампом в США и Виктором Орбаном в Венгрии польское правительство выделяет место для "правых" политиков. Провозглашая нейтралитет, они смещают политический центр резко в право. Обозреватель замечает, что такое поведение Польши очень удивляет. Страна получила невероятную выгоду от возвращения в западную семью после 40 лет за "Железным занавесом". А ее размер говорит о том, что со временем Польша могла бы занять место среди самых влиятельных стран в Европе, если останеться на европейском курсе. Политическая и культурная паранойя "Права и Справедливости", подпитанная извращенной идеей польской исключительности и величия, стала самым большим препятствием для выполнения обещаний, которые Польша дала сама себе, не говоря уже о вреде для всего европейского проекта, который она причиняет.

Ранее издание The Guardian писало, что подъем белого национализма угрожает Европе. Растет категория людей, которые знают, что нынешняя экономика не идет им на пользу. И это кажется им оскорблением их самооценки, религии, национальности или расы. Это очень опасные эмоции.

Издание The Economist писало о новуй волне опасного национализма, к которой присоединился и президент США Дональд Трамп. Ксенофобские взгляды вновь становятся популярными, и самоизоляция США открывает перед ними широкую дорогу.

Впрочем, публицистка Энн Эпплбаум писала на страницах Washington Post, что новые "правые" на самом деле не имеют ничего общего с националистическими и консервативными идеями, которые принимали участие в формировании политики в Европе после Второй мировой войны. "Правым" популистам больше присущи черты большевизма, который возвращается через 100 лет. И это опасно. Как и большевики, нынешние так называемые националисты стремятся уничтожить тот строй и те институты, которые функционируют сегодня.