UA / RU
Поддержать ZN.ua

Politico: Путин не просто автократ, он хуже

У историков и политологов есть точное слово для описания типа режима, который построил Путин в России, но пока все боялись его произносить вслух.

Пошел бы Михаил Горбачев на вторжение в Украину, если бы он, а не Владимир Путин, был президентом России? Большинство наблюдателей за Кремлем, скорее всего, сказали бы «нет». Ведь трудно представить, чтобы автор перестройки бросился уничтожать страну с 40 миллионами жителей.

Также сложно представить, чтобы первый президент независимой России Борис Ельцин попытался устроить геноцид. В его времена русские силы совершили многие преступления во время двух войн в Чечне. Но Москва не истребляла население и не настаивала на том, что оно не имеет права на существование. В конце концов даже лидер советской компартии Леонид Брежнев, вторгшийся в Афганистан и Чехословакию, не прибегал к стратегии «выжженной земли», как Путин в Украине. Об этом пишет Politico.

Историки называют такие гадания в духе "а что было бы, если бы" контрафактическими. Однако они все равно полезны для идентификации фактора или факторов, которые лучше всего объясняют некоторые феномены. Поскольку невозможно, чтобы Горбачев, Ельцин или Брежнев атаковали украинское мирное население так без разбора, как Путин, можно заключить, что движущей силой этой геноцидной войны является сам Путин. Некоторые аналитики подчеркивают, что геополитика важнее личности. И любой российский лидер почувствовал бы необходимость защитить свою страну от расширения НАТО и возможного вступления Украины.

Может, и так. Но оценка предшественников свидетельствует, что все же не каждый российский лидер попытался остановить НАТО посредством вторжения и уничтожения Украины вместе с ее народом. Горбачев, вероятно, начал бы переговоры с Западом. Ельцин, наверное, сначала разозлился бы, но потом сел за стол переговоров с западными посредниками. Брежнев выступил бы с длинной речью о западном империализме и, возможно, даже решился бы на вторжение. Но он постарался сократить разрушения до минимума, поскольку украинцы – «братья-славяне», которых нужно спасти от «капиталистических империалистов». Так поступил с чехами и словаками в 1968 году.

Проще говоря, нет Путина, нет войны полного уничтожения или, как ее называли нацисты, Vernichtungskrieg. Но центральная роль Путина в войне выходит за пределы его личности и психики, которая могла деформироваться за многие годы работы в КГБ, а также за два года самоизоляции в бункере из-за пандемии COVID-19. Путин также построил тип режима, неотъемлемым ядром которого он стал. Если присмотреться более тщательно к этому режиму, можно лучше понять природу угрозы, исходящей от российского автократа не только для Украины, но и всего мира.

Путин – бесспорный лидер авторитарной политической системы, которую он построил за последние 20 лет. В отличие от Ельцина, Горбачева или Брежнева он харизматичный лидер, пользующийся поддержкой масс и элит. Он построил культ личности, который выставляет его гипермаскулинным мужчиной с обнаженным торсом и огромным ружьем в руках. Как сказал заместитель главы администрации Путина Вячеслав Володин в 2014 году: «Пока есть Путин, есть Россия. Нет Путина, нет России!». Это то же самое, что сказать, что Путин – это Россия, а Россия – это Путин.

Аналитики обычно уклоняются от вопросов о том, какому типу режимов присущи такие характеристики. Они предпочитают называть Россию «путинистской» или просто авторитарной.

«Но существует слово, которое многие историки и политологи используют для обозначения авторитарного государства, чей харизматичный лидер продвигает культ личности. Это слово "фашизм". Италия времен Муссолини и Германия под руководством Гитлера вписываются в категорию, равно как и сталинский СССР или КНДР династии Ким», - говорится в статье.

Другими словами, фашизм бывает политически как правый, так и левый. Большинство украинцев и россиян согласятся, что сейчас это самое лучшее слово, чтобы описать Россию под руководством Путина. Фашистские системы часто обладают рядом других характеристик. Они постоянно используют насилие и принуждение в своих повседневных делах. Они продвигают шовинистические и расистские идеологии. Они обычно имеют экспансионистские амбиции.

Мы можем увидеть все эти элементы в путинском режиме. Путин уничтожил Чечню и одержим уничтожением Украины. Он приказал убить целый ряд политических оппонентов и жестоко расправляется с любыми намеками протеста против войны. Он продвигает идеологию российского превосходства и демонстрирует свои империалистические амбиции в Грузии, Белоруссии и Украине.

«Безусловно, путинская траектория все больше напоминает путь Гитлера. Они оба пришли к власти после того, как их страны пережили распад империи и экономический крах. Они оба пообещали возродить национальное величие и приобрели невероятную популярность. Оба были милитаристами и строили государственный капитализм. Оба полагались на армию и сцеслужбы, определяли свои нации собой. Они все равно продвигали реакционистскую идеологию, определявшую одну нацию – евреи в случае Гитлера и украинцы в случае Путина – как врага. И все равно использовали национальные меньшинства в соседних странах как оправдание для экспансии», - говорится в статье.

Гитлер и Путин непревзойденные лжецы и безумные личности. В этой схеме вещей путинское вторжение в Украину – это эквивалент гитлеровской атаки против Австрии, Чехословакии или Польши. И все хорошо знают, что произошло потом – Vernichtungskrieg.

Естественно, прошедшее никогда не повторяется очень точно. Ужасы Холокоста уникальны. А мировая война не неизбежна, особенно если Украина выживет или даже победит. Но каков бы ни был результат, история других фашистских режимов свидетельствует, что путинская Россия пойдет по их стопам. Россия либо будет агрессивна и победна, либо агрессивна и унижена. В любом случае война в Украине – это не конец проблем Запада с Путиным. Это только начало.