В Великобритании 11 ноября известен как "День перемирия". Но в Польше эта же годовщина окончания Первой мировой войны отмечается как День независимости. На Западе речь идет о бесполезной победе, но на востоке - это чествование момента триумфа, который впоследствии разобьется о еще большее поражение.
Об этом в редакционной статье пишет The Guardian, напоминая, что светлые идеалы 1918 года были построены вокруг романтической концепции национализма. Восточная Европа должна была освободиться от многонациональных империй, которыми руководили Вена и Санкт-Петербург. На их месте должны были появиться много меньших национальных государств - от Финляндии до Югославии - которые бы жили в братстве и процветании под покровительством Лиги наций.
Это был пэчворк, который через 25 лет разлезся по швам из-за самой кошмарной войны и геноцида в истории континента, после которых старые государства возродились в форме гигантских концлагерей.
Конец Второй мировой войны дал Западу совершенно другой идеал государственности. Европейский Союз был построен на надежде, что национальные различия могут стать менее шумными и останутся лишь в виде морщин на лице истории. А после падения Берлинской стены казалось, что этот шаблон должен также распространиться на Восток, даже на бывшие республики Югославии. Уроком, который каждый европеец усвоил с первой половины 20-го века, говорит: "Никогда снова!".
"Никогда этот лозунг не звучал так пусто, как в субботу, когда парад белых националистов собрал 60 тысяч человек в Варшаве, чтобы пройтись по улицам с баннерами "Мы хотим Бога", "Белая Польша", "Холокост для мусульман" и "За братство белых наций"", - пишет издание, добавляя, что с 1918 года эти идеи не привели ни к чему хорошему.
Конечно, в нарушении международного порядка между Первой и Второй мировыми войнами тогдашние "правые" обвиняли евреев, а теперь, похоже, эту роль отвели мусульманам. Впрочем, нынешняя "коалиция" привлекает и традиционных антисемитов. Среди организаторов были группы, которые активно распространяли антисемитизм в 30-х годах в Польше. Также приглашение на марш получил лидер американских неонацистов Ричард Спенсер. Хотя авторитарная и националистическая партия "Право и Справедливость" не позволила ему попасть в страну.
Издание отмечает, что осознаных нацистов не много среди участников этого нового "белого движения". Поэтому очевидного возврата к 30-м годам прошлого века не заметно. Но лозунги, которые выкрикивали в суботу, звучат как эхо событий 80-летней давности. Растет категория людей, которые знают, что нынешняя экономика не идет им на пользу. И это кажется им оскорблением их самооценки, религии, национальности или расы. Это очень опасные эмоции.
"Когда мы наблюдаем за такими маршами, мы должны помнить, с каким невероятным энтузиазмом началась и та война, которая длилась четыре года и окончание которой мы до сих пор чтим", - говорится в статье.
Ранее издание The Economist писало о новуй волне опасного национализма, к которой присоединился и президент США Дональд Трамп. Ксенофобские взгляды вновь становятся популярными, и самоизоляция США открывает перед ними широкую дорогу.
Впрочем, публицистка Энн Эпплбаум писала на страницах Washington Post, что новые "правые" на самом деле не имеют ничего общего с националистическими и консервативными идеями, которые принимали участие в формировании политики в Европе после Второй мировой войны. "Правым" популистам больше присущи черты большевизма, который возвращается через 100 лет. И это опасно. Как и большевики, нынешние так называемые националисты стремятся уничтожить тот строй и те институты, которые функционируют сегодня.