Пандемия коронавируса нанесла ущерб всем странам, но разные государства смогли справиться с коронавирусом по-своему. Действительно ли страны, которые возглавляют женщины-лидеры, справились с COVID-19 лучше? Конечно, на этот вопрос трудно дать однозначный ответ, и у разных людей будут разные мнения касательно этой проблемы. Однако, COVID-19 появился тогда, когда впервые в истории мир имеет достаточно большой объем выборки стран для сравнения, которыми управляют мужчины и женщины, пишет Financial Times.
Если взглянуть на примеры стран, которые возглавляют женщины - Новая Зеландия, Норвегия, Швейцария, Дания, Финляндия, Германия, Исландия, Бельгия, Тайвань и Шотландия, то можно сделать вывод, что данные неоднозначны, но они, безусловно, побуждают к размышлениям.
Показательными являются расчеты по уровню заболеваемости, механизму тестирования и строгости карантинных мер в «клубе развитых стран». Страны, возглавляемые женщинами, не вводили слишком жестких карантинных ограничений, таких как закрытие школ и ограничение поездок, тогда как государства, возглавляемые мужчинами, наоборот, в большинстве случаев, прибегали к жестким локдаунам.
Но, похоже, страны с женщинами-лидерами достигли лучших результатов в борьбе с пандемией, чем государства, которыми управляют мужчины.
На конец ноября в Новой Зеландии совокупный уровень смертности составил 5,1 на миллион, что является одним из самых низких показателей. А в Исландии, Норвегии и Финляндии количество смертей на миллион населения не превышало 100. В Дании и Германии этот показатель составлял менее 250. Это гораздо лучше, чем в странах, которые возглавляют мужчины: в Нидерландах, Франции и Швеции показатель смертности составлял более 500. в Италии, Великобритании и США - более 780. в Испании - почти 950. Исключением из «гендерной структуры» стала Бельгия, где до сентября 2020 года премьер-министром была женщина, но уровень смертности в стране от коронавируса составлял 1360 смертей на миллион населения.
Также известно, что страны, возглавляемые женщинами, тщательно тестируют собственное население на наличие коронавируса. Если взглянуть на среднее количество тестов, проведенных на один подтвержденный случай, то в странах, возглавляемых женщинами в июне это количество составляло 244, тогда как в странах, где руководят мужчины - 155.
Возможно, следует исключить доверие к правительству как один из определяющих факторов. В Новой Зеландии 77% населения страны доверяет использованию правительством научных советов. Высокий уровень доверия к правительству наблюдается и в других странах, возглавляемых женщинами, таких как Германия, Норвегия и Дания. Однако страны, возглавляемые мужчинами, такие как Китай, Аргентина и Нидерланды, также имеют высокий уровень доверия людей к власти, но при этом успехи в борьбе с пандемией отличаются. В США уровень доверия населения к правительству составляет только 18%.
Связь между «женским лидерством» и низким уровнем смертности, конечно, может не быть прямой. Присутствие женщины-лидера скорее является «симптомом», а не причиной факторов, которые помогают стране бороться с COVID-19. Одной из причин, почему в скандинавских странах много женщин-лидеров, является то, что эти страны более прогрессивные во всех смыслах. И такая прогрессивность отражает образование, ведь эти страны воспитывают готовность верить в науку и прислушиваться к советам власти.
Также помогает то, что скандинавские страны меньше и более «равные», а это, в свою очередь, вызывает большую сплоченность населения и готовность принять совместные жертвы. То же касается Новой Зеландии и Швейцарии.
Таким образом, возможно, ситуация с коронавирусом в стране зависит не столько от «гендерного фактора», как от конкретных свойств личности лидера.
Одним из необходимых свойств является отсутствие надменности и готовность прислушиваться к ученым. Другая черта - склонность к эмпатии. Именно эти свойства больше присущи женщинам.
Успеха в борьбе с пандемией можно достичь не так жесткими локдаунами, как изменением поведения населения. Если автократические режимы могут обеспечить это изменение путем принуждения, то демократии должны быть более убедительными. Этого легче всего достичь лидеру, который проявляет достаточно сопереживания, чтобы разговаривать с людьми на понятном им языке. Это, пожалуй, самое большое оружие премьер-министра Новой Зеландии Джасинды Ардерн, наряду со многими другими женщинами-лидерами.
Демонстрируют ли мужчины-лидеры это самое важное сочетание сопереживания и смирения? Да. Джо Байден, который станет новым президентом США, сделал эмпатию ключевой частью своей предвыборной кампании. Премьер-министр Канады Джастин Трюдо также часто демонстрирует сопереживание. Даже британский премьер Борис Джонсон в последнее время пытается проявлять эмпатию.
Но после того, как мир наконец победит COVID-19, будет интересно посмотреть, изменилась ли такая концепция лидерства в результате кризиса. И будет ли в мире расти количество стран, которыми руководят женщины, резюмирует издание.