UA / RU
Поддержать ZN.ua

Почему ЕС остается самым мощным союзом в мире — Foreign Policy

Несмотря на «евроскептицизм», умеренная внешнеполитическая стратегия Европы является эффективной.

Несколько месяцев назад, когда пандемия COVID-19 начала неконтролируемо распространяться по Европе, весь мир видел сообщения о переполненных больницах в Италии, ошибки в политике в Великобритании и Швеции. После того, как европейские правительства ввели карантин, ношение масок, наладили механизм тестирования на коронавирус и отслеживания контактов - количество новых случаев болезни уменьшилась, пишет Foreign Policy.

Но США до сих пор не смогли взять под контроль пандемию. Новые случаи болезни в Соединенных Штатах росли в течение лета, а согласно статистике, американцы в десять раз чаще заражались коронавирусом, чем европейцы.

Вероятно, успех Европы не случаен.

Исследования показывают, что страны с высоким уровнем доходов и надежным государственным регулированием, имеют тенденцию к более эффективной борьбе с заболеваниями и являются более благоприятными для ведения бизнеса.

В ходе глобального опроса 2019 года европейские страны заняли семь из десяти позиций в рейтинге стран, имеющих лучшую репутацию за социальным, экономическим и политическим успехом.

Пандемия коронавируса - лишь один из многих примеров общей тенденции среди журналистов, аналитиков, дипломатов и политиков недооценивать Европу.

Целое поколение наблюдателей делали ставку на то, что Европе не хватает высокого роста, централизованных политических институтов, внутреннего единства и жестких военных инструментов, необходимых для эффективного глобального присутствия.

Многие аналитики уверенно предсказывали, что евро рухнет, а Европа начнет отказываться от собственных ценностей. Однако, ничего из этого не произошло.

За последнее десятилетие европейцы столкнулись с эпохальными внешнеполитическими вызовами, которые касаются самых сильных конкурентов - больших государств и крупнейших сил глобализации в современном мире.

В 2014 году Россия напала на Украину. В 2015 году волны мигрантов заполонили Средиземное море, а в следующем году, на фоне популистского евроскептицизма, референдум по Brexit угрожал распадом Европейского Союза. А с 2016 года Дональд Трамп, сначала в качестве кандидата, а затем как президент США, начал принимать противоречивые внешнеполитические решения.

Аналитики давали ужасные прогнозы относительно неминуемого краха Европы, тогда как политики в Вашингтоне, Пекине и Москве начали «списывать Европу со счетов».

Европейцы достигли успеха благодаря использованию «невоенных возможностей», которыми они обладают сегодня, более эффективно, чем кто-либо другой в мире: внешняя помощь, торговые и трудовые соглашения, введение регуляторных стандартов, акцент на международном праве, тихая, но крепкая дипломатия и соблюдение демократических норм.

Решение проблем с помощью дипломатии может показаться «слишком скучным», однако, в конце концов, такая стратегия обычно демонстрирует большую эффективность, чем другие, более агрессивные действия, которые используют автократические государства.

В 2014 году Россия напала на Украину, аннексировала Крым - это явное нарушение международного права, создало серьезный вызов безопасности Европы.

Поскольку Россия пользуется военным превосходством и предоставляет Украине больше исторического, культурного, экономического и стратегического значения, чем любая другая страна, многие эксперты, советовали Европе «отпустить Украину», ведь Москва может «беспощадно» ответить на действия ЕС, что приведет к «поражению Запада».

Однако, европейские лидеры игнорировали такие «советы» и пытались достойно противостоять России.

Отчасти именно благодаря европейской поддержке, Украина, за исключением некоторых противоречивых территорий, оккупированных Россией, сейчас является независимой страной, налаживает все более тесные отношения с Западом. Существует большая надежда на то, что война на востоке Украины прекратится.

Согласно опросу, почти 80% украинцев сейчас имеют благосклонный взгляд на ЕС, и почти две трети считают, что дальнейшее внешнее сотрудничество должно быть направлено на возможное членство Украины в Европейском Союзе.

Европа обладает невоенными инструментами, необходимыми для получения преимущества над президентом России Владимиром Путиным.

В течение десятилетий чиновники ЕС помогали украинскому правительству интегрироваться с Западом, приспосабливая рыночное законодательство страны к стандартам ЕС - процесс должен был завершиться соглашением об ассоциации с ЕС в 2014 году. Опасаясь, что такое соглашение слишком приблизит Украину к Западу, Путин настаивал, чтобы тогдашний украинский президент Виктор Янукович, прекратил сотрудничество с ЕС. Тогда никто не мог предположить масштабной революции в Украине, которая закончилась фактически полной сменой власти в стране.

Если мягкая сила европейских ценностей способствовала революции, координированная экономическая, политическая и юридическая помощь Европы поддерживала ее.

В соответствии с соглашением об ассоциации с ЕС, Украина расширила торговлю с Европой.

Каждые полгода европейские правительства голосовали за восстановление санкций против России, несмотря на ответ Москвы контрсанкциями.

Европейская политика предусматривает комплексную программу экономической, политической и правовой реформ, направленную на дальнейшее сотрудничество Украины с Западом.

В 2015 году в Европу прибыло чуть более миллиона нелегальных мигрантов. Многие из них были сирийскими беженцами, которые искали убежища. Сотни миллионов людей во всем мире хотят мигрировать, а европейские страны остаются одними из самых желанных направлений, что заставляет многих рассматривать такие волны массовой миграции как неизбежность.

Однако быстрая и успешная реакция Европы показывает, что даже массовую миграцию можно контролировать. Начиная с 2015 года, поток нелегальных мигрантов уменьшился на 88%.

Европейские правительства достигли этой цели, приняв жесткую, но эффективную политику. Они криминализировали перевозки мигрантов, даже на коммерческих паромах или самолетах.

Европа заключила соглашения с транзитными странами, такими как Турция, Ливия, Марокко, Тунис и Египет.

Тогдашний председатель Европейского Совета Дональд Туск говорил, что невозможно полностью прийти к согласию относительно миграционной политики, но Европа вынуждена сдерживать нелегальную миграцию. Европейские правительства выбрали эту стратегию, поскольку они прагматичны.

В долгосрочной перспективе европейские лидеры рассматривают решительное уменьшение неконтролируемой миграции, а это может создать политическое пространство для приема большего количества мигрантов на необходимой экономической и гуманитарной основе.

Сегодня европейское единство - это практическая необходимость для стран Европы.

Однако, Великобритания - единственная европейская страна, где слишком активно выражается «евроскептицизм».

Сегодня Brexit фактически зашел в тупик. Британии нужно торговое соглашение с ЕС, а это позволяет Европе занять более жесткую позицию в переговорах об условиях выхода Соединенного Королевства из ЕС.

Учитывая пример Великобритании, другие сторонники евроскептицизма в странах Европы теперь не выступают с выход из ЕС.

Среди основных геополитических активов Европы - тесное партнерство с США, которое формирует основу западной оборонной и экономической политики. В 2016 году, будучи кандидатом в президенты, лидер США Дональд Трамп поставил все это под сомнение, критикуя НАТО, угрожая выходом США из НАТО, если страны Европы не увеличат расходы на оборону.

Однако, позже американский вице-президент Майк Пенс заверил союзников, что обязательства Вашингтона остаются непоколебимыми.

Вероятно, Европе не нужно беспокоиться о том, что США выйдут из НАТО, ведь европейские страны остаются самыми надежными союзниками Америки.

Трамп также нацелился на европейские экономические интересы, неоднократно угрожая ввести пошлины на экспорт ЕС. В 2018 году Трамп ввел пошлины на европейскую сталь и алюминий, однако, это было последовательным решением. Почти все администрации США устанавливали специальные пошлины на сталь.

Ни одна «трансатлантическая торговая война» не началась, потому что Трамп не решился ее спровоцировать. Последствия были бы слишком серьезными, поскольку американские и европейские компании довольно тесно сотрудничают.

Умеренная внешнеполитическая стратегия Европы не является «слишком яркой». Возможно, тихому и терпеливому стилю внешней политики ЕС иногда не хватает решимости, но Европа всегда уверенно идет к своей цели.

В отличие от Америки Трампа, Европа не начинает торговые войны. В отличие от России Путина, она не вмешивается в демократические процессы в других странах.

Несмотря на то, что европейский прагматизм иногда может и разочаровывать, европейские лидеры понимают, что они не могут решить все мировые проблемы, поэтому и тщательно расставляют собственные приоритеты.

Они избегают необдуманных действий, которые могут привести к непредсказуемым негативным последствиям. Несмотря на то, что такая стратегия может показаться «скучной», она, все-таки, работает, резюмирует Foreign Policy.

Читайте также: Европа и США рискуют стать «врагами» — The Guardian

Ранее сообщалось, что пандемия COVID-19 может изменить ход переговоров между Британией и ЕС.