UA / RU
Поддержать ZN.ua

Победа в битве за ЕС: семь уроков и вызовов

Автор: Константин Елисеев

14 декабря 2023 года, несомненно, будет запечатлено в летописи новейшей истории Украины наряду с получением статуса страны-кандидата на вступление в Евросоюз и заключением Соглашения об ассоциации, как и открытием границ ЕС для украинцев благодаря безвизу.

«Зеленый свет», который Европейский совет дал началу вступительных переговоров с Украиной, стал новой точкой отсчета как в процессе обретения членства, так и комплексного реформирования нашего государства согласно высшим стандартам ЕС.

Читайте также: ЕС начнет переговоры с Украиной уже в понедельник

На самом деле все мы стали свидетелями рождественского чуда. Ведь сложные перипетии и скептические заявления и прогнозы накануне и во время заседания давали мало поводов для оптимизма. Доходило даже до того, что в политических и экспертных кругах печально очерчивали «планы Б, В,..» и даже смотрели на политические горизонты второй половины — конца 2024 года. Поэтому внезапное позитивное заявление президента Европейского совета Шарля Мишеля стало суперприятной и такой желанной неожиданностью.

Последние украинские социологические опросы четко фиксируют поддержку членства Украины в ЕС на уровне около 80%. Важную поддержку членства Украины в Евросоюзе подтверждают и в Европе, где социологические исследования твердо указывают на ее средний уровень больше 60%. Такой огромный европейский общественный запрос на успех должен был стать гарантией легкого и предсказуемого результата. Но на самом деле все оказалось намного более тяжелым и нервным. 

Путь к этому символичному геополитическому решению требовал от каждого участника поиска смелых креативных шагов и чувствительных компромиссов. Даже от ключевого оппонента Украины премьер-министра Венгрии Виктора Орбана, которому неожиданно захотелось «выпить кофе».

Читайте также: FT: ЕС учится быть стратегической силой, запуск переговоров о вступлении Украины это доказывает

Без преувеличения весь демократический мир искренне болел за успех Украины. И именно это стало мощным сигналом международной поддержки и солидарности, опровергшим «миф об усталости от Украины» и укрепившим дух каждого из нас, а в первую очередь — украинских героев на фронте. 

В брюссельском доме под названием «Европа» в полной мере понимали, что борьба идет не только и не столько за начало очередных вступительных переговоров с одним из десятка аспирантов на членство в ЕС. 

К столице Евросоюза в этот вечер было приковано внимание не только в Украине, Молдове, Грузии или странах Западных Балкан, упоминания о которых нашли место в Выводах заседания Европейского совета.

Для граждан ЕС этот саммит был о решимости Евросоюза, о наличии стратегического видения и понимания лидерами ответственности за будущее континента, о безопасности, стабильности и преданности общим демократическим ценностям. Речь шла о способности не только пребывать в состоянии «глухой обороны» от внешнего влияния и шантажа, но и идти в геополитическое «контрнаступление». Фактически это был саммит о дальнейшей судьбе и мощи объединенной Европы. 

Для западных союзников ЕС, прежде всего США и Великобритании, Евросовет стал индикатором единства Евросоюза, способности продвигать геополитические интересы и нести ответственность за политические обещания и весомые решения. Недаром многие лидеры государств-членов ЕС на саммите говорили о значительном влиянии решений на дальнейший ход событий в Вашингтоне, в частности в вопросе выделения дополнительной финансовой и военной помощи Украине. Поэтому положительное решение Евросовета очевидно укрепит позиции «здоровых» сил в Конгрессе в вопросе поддержки нашего государства. Лидеры ЕС должны радоваться, что вопреки устоявшемуся мнению сегодня именно Брюссель влияет и навязывает игру Вашингтону, а не наоборот. И это еще один не менее важный геополитический итог декабрьского саммита ЕС.

Читайте также: Шмыгаль рассказал, сколько актов права ЕС нужно имплементировать Украине

Для путинского режима и его приспешников, несомненно, «украинский переговорный вопрос» был важным элементом агрессивной кампании как против Украины, так и против объединенной Европы. Поэтому «зеленый», «красный» и даже «желтый» свет от лидеров ЕС оказывал бы весомое долгосрочное влияние на подходы Кремля к войне против нашего государства и западного мира. Агрессор играл системно, комплексно и цинично. Было бы примитивно считать, что вся ставка Кремля была только на венгерское вето. Это далеко не так. В этой схеме должны были играть свою разрушительную роль и непростая ситуация на фронте, и ракетные обстрелы в день заседания, и «странное» совпадение по времени с пресс-конференцией Путина, и транспортные блокады на границах Украины с соседними государствами, и провоцирование недоразумений между руководством Украины и отдельными лидерами ЕС (в частности Виктором Орбаном), и использование «полезных идиотов» в украинской власти для эрозии внутреннего единства в Украине, и провоцирование раскола по линии власть—оппозиция и власть—армия. 

Благодаря общим усилиям и внутренней консолидации это российское дипломатическое наступление провалилось. Но нужно быть внимательными, ведь, как и на поле боя, агрессор делает выводы из ошибок и быстро адаптируется к ситуации, восстанавливая наступательные действия. 

Членство Украины в Евросоюзе, как и в НАТО, — это стратегическое поражение путинского неоимперского проекта. Россия сделает все, что в ее силах, чтобы предотвратить это.

А следовательно, ход и результаты Европейского совета должны стать не поводом «почивать на лаврах», а стимулом для объективных выводов и работы над ошибками. 

Во-первых, на фоне экзистенциальных вызовов Объединенной Европе в Брюсселе давно и, надо признать, уверенно выбрали стратегию задействования мощнейшего инструмента влияния и формирования новых региональных реалий — расширение Евросоюза. В ЕС осознанно идут к созданию условий для новой волны расширения, которая, согласно замыслу европейских стратегов, должна нивелировать имперские амбиции Кремля в стратегической перспективе. Брюссельская бюрократия сложна и инертна. Но когда в ее кабинетах господствует четко определенная цель и стратегическое видение, остановить этот «поезд» чрезвычайно сложно.

Читайте также: Венгрия против переговоров о вступлении Украины в ЕС, но открыта к помощи Киеву вне общего бюджета Союза

Во-вторых, эйфория момента не должна заслеплять и лишать Киев благоразумия и ответственности. Сугубо с бюрократической точки зрения решение о статусе страны-кандидата на членство в ЕС далось Украине достаточно быстро. Сегодня в контексте Евросовета стало очевидным, что миф о так называемом турборежиме вступления в Евросоюз развеялся. Как свидетельство этого в подавляющем большинстве комментариев лидеров ЕС акцент делается не на темпах и сроках, а на заслугах. Путь к членству — это не утренняя пробежка, а изнурительное «многоборье», где от кандидата ждут не пустых слов и обещаний, а результативных и эффективных системных действий, которые под микроскопом будут анализировать не только эксперты Еврокомиссии, но и политики в каждой из европейских столиц. «Домашней работы» придется сделать много. Надо ответственно готовиться к этому «евроинтеграционному марафону». Также нуждается в соответствующих изменениях и коммуникационная стратегия. Ведь популистские и нереалистичные заявления представителей власти не только искажают реальность и порождают завышенные ожидания в украинском обществе, но и раздражают наших партнеров. И, что самое опасное, нереализованные завышенные ожидания создают удобный фон для разных ИПСО агрессора и расшатывания украинского общества изнутри

В-третьих, задача украинской дипломатии — способствовать формированию консенсуса государств-членов ЕС на каждом этапе переговоров. Поэтому работу нужно вести не только с Еврокомиссией, а и с каждой европейской столицей.

Вместе с тем сужать вызов только к венгерскому фактору было бы недальновидным, ведь ситуация намного сложнее. Каждый день становятся крепче позиции словацких скептиков (особенно в контексте президентских выборов в следующем году), появился фактор Вилдерса в Нидерландах, надо сохранять внимательность и на австрийском направлении. На горизонте — год многочисленных выборов как в отдельных европейских странах, так и общеевропейских, которые могут привести к изменению правительств и новому раскладу сил в Европарламенте. Более того, с прогрессом переговоров и открытием новых глав будут возникать новые и новые вопросы, которые будут провоцировать напряжение даже с ближайшими друзьями. Ведь в международных отношениях руководствуются прежде всего собственными национальными интересами. Надо уже сейчас просчитывать такие точки и возможные варианты действий, чтобы найти взаимоприемлемые решения. 

В-четвертых, «магия дипломатии эмоций», которая раньше давала результат, практически себя исчерпала. Положительное решение Евросовета стало возможным благодаря совпадению геополитических интересов Евросоюза с предметной работой украинской стороны по выполнению рекомендаций Еврокомиссии. В то же время непрерывная волна оскорблений и обвинений со стороны официального Киева в адрес венгерского руководства едва не привела к катастрофе. Эмоциональный короткий обмен репликами между Зеленским и Орбаном в Буэнос-Айресе стал лишь очередным примером того, как делать не нужно. Недаром, чувствуя фантомную боль от Вильнюсского саммита НАТО и упреждая эмоциональный личный штурм премьер-министра Венгрии, который вывел бы дискуссию в измерение личных обид, президенту Украины рекомендовали воздержаться от визита в Брюссель. Над этим «звоночком» стоило бы серьезно задуматься. 

В-пятых, Украине нужно организовать системную продуманную и комплексную работу по минимизации «венгерского вызова», используя все возможные пути коммуникации. Венгрия не перестанет быть нашим соседом и будет оставаться одним из государств-членов ЕС и НАТО, от позиции которого будет зависеть принятие ключевых стратегических решений о нашей европейской и евроатлантической интеграции. А потому и политику, и риторику, и подходы нужно строить так, чтобы отношения Украины с Венгрией стали лучше взаимоотношений Будапешта с Москвой. И это надо начинать уже завтра, поскольку остается заблокированным вопрос о Механизме поддержки Украины в 50 млрд евро до 2027 года. Не забываем, что согласие Будапешта будет нужно нам и для принятия так называемой переговорной рамки в марте следующего года, и для открытия и закрытия переговорных глав. В целом, как прямо предупреждает Виктор Орбан, к членству Украины в ЕС Венгрия имеет «75 прав вето». Стоит учесть и фактор председательства Венгрии в Совете ЕС с 1 июля 2024 года.

В-шестых, как свидетельствует современная история Украины, важнейшая задача — не давать скептикам аргументы для торможения нашего прогресса в ЕС. Здесь аксиомами должны оставаться внутреннее единство, реальные реформы, развитие эффективных институций. 

Читайте также: Кулеба прокомментировал решение о начале переговоров по членству Украины в ЕС

И в завершение: среди факторов, влияющих на перспективы и темпы вступления Украины в Европейский Союз, остается реформирование самого ЕС.

Критерий способности ЕС к функционированию в условиях членства Украины будет иметь не менее важное значение и влияние на окончательное решение о вступлении, чем достижение Украиной Копенгагенских критериев.

Уже сегодня скептики в государствах-членах ЕС начали активно использовать аргументы о «деструктивном влиянии членства Украины» на европейских фермеров и промышленность, европейские регионы, социальную политику и занятость, и т.п. В частности, эти тезисы активно использовал и премьер-министр Виктор Орбан в информационной кампании в Венгрии и во время визита во Францию. И такая риторика объективно будет усиливаться.

А следовательно, в интересах Украины нужно активизировать реформу политик ЕС в чувствительных для нашего государства секторах, а также развернуть широкую информационно-разъяснительную кампанию для минимизации обеспокоенности как партнеров, так и бизнес-ассоциаций. 

С учетом этого заслуживает внимания еще одно важное решение Европейского совета — о подготовке к лету 2024 года дорожной карты по внутреннему реформированию ЕС.

 

Что дальше?

Решение Европейского совета от 14 декабря 2023 года сняло политические преграды для запуска технических бюрократических процедур, необходимых для собственно начала вступительных переговоров. Формально есть «открытые двери» к переговорам, но еще не их начало. 

Решение дает возможность Еврокомиссии запустить технический процесс оценки украинского законодательства на соответствие законодательству ЕС (так называемый скрининг) и подготовку проекта «переговорных рамок» (директив). 

В марте 2024 года при условии надлежащего выполнения Украиной рекомендаций Еврокомиссии от 8 ноября 2023 года Совет ЕС должен консенсусом утвердить «переговорные рамки». 

И с учетом этого украинской стороне следует обеспечить не только полное и надлежащее выполнение определенных рекомендаций, но и не допустить появления новых проблем, в частности в сферах борьбы с коррупцией, верховенства права или прав национальных меньшинств, за чем внимательно будет следить профильный комиссар ЕС от Венгрии Оливер Варгели. 

Читайте также: Переговоры о вступлении в ЕС: советник Орбана намекнул, что у Венгрии будет еще 70 возможностей вставить Украине палки в колеса

Решение 14 декабря не заложило никакого автоматизма в отношении каких-либо дальнейших шагов и этапов переговорного процесса. 

Это означает, что Брюссель и в дальнейшем внимательно будет оценивать каждый шаг сближения Украины с Европейским Союзом. И каждый из этих шагов, в частности и открытие, и закрытие каждой из 35 переговорных глав, завершение переговоров и утверждение Соглашения о вступлении, будет требовать новых консенсусных решений.

Для достижения успеха на каждом из этих этапов не стоит полагаться на мифические «фартовость» и «харизму» руководства государства, или «волшебный кофе» и «лайфхаки», или «друзей в высоких кабинетах ЕС, которые все за тебя решат». Необходимо объединить усилия всех демократических политических сил, представителей экспертной среды, гражданского общества и бизнес-ассоциаций для обеспечения системной и компетентной работы над продвижением переговорного процесса и достижения критериев членства в ЕС, а следовательно — нашей общей Победы.