Через несколько дней после того, как российские и сирийские силы отбили древнюю Пальмиру у "Исламского государства", оркестр Мариинского театра из Санкт-Петербурга сыграл на руинах Иоганна Себастьяна Баха.
Это стало завершающим медиа-штрихом Кремля, которым он попытался показать, как борется с варварами-террористами культурой и силой. Но уже через несколько недель после этого, сама Россия потерпела поражение на Евровидении, уступив первенство крымской татарке из Украины, которая пела о том, как Кремль во времена Второй мировой войны выселил ее народ с родного полуострова.
"В эти смутные времена необычных конфронтаций могла ли музыка стать активным инструментом, который применяют в конфликтах? Музыка уже тысячу лет остается частью военного дела: средневековые трубачи, шотландские волынщики или военные парады, которые маршировали вместе с оркестром. Однако есть причины считать, что музыка и культура в целом становится все более важной в ведении конфликтов", - пишет на страницах Washington Post эксперт из Оксфордского университета Роберт Сили.
Автор напоминает об утверждении американского политолога Джозефа Ная, который определил "способность получить желаемое через привлекательность". Он считал культуру и поп-культуру, коммерцию и правительственную политику инструментами мягкой силы. И это первая причина, почему к культуре и музыке нужно относиться серьезно.
Также в современных необычных конфликтах часто задействованы нерегулярные войска. Музыка и определенные культурные продукты помогают завербовать боевиков и мотивировать тех, кто уже участвует в конфликте. Это касается также террористических групп, таких как "Алькаида", "Исламское государство" и Талибан, которые часто используют арабскую поэзию и нашиды – вокальные гимны, которые исполняются без музыкального сопровождения. С помощью них террористы популяризируют свою идеологию и образ жизни.
Также музыка помогает распространить и укрепить политические сообщения среди неполитической аудитории. Кроме того, Россия очень часто использует мягкую силу культуры в военных целях и успешно. В частности, концерт российского оркестра в Пальмире, по мнению автора, был одним из самых успешных примеров этого. Потому что он донес политическое сообщение к неполитической аудитории через неполитические инструменты.
Хотя сам Мариинский оркестр неоднократно был использован в политических целях. К примеру, в августе 2008 года он сыграл "победный концерт" в Южной Осетии после того, как Россия вторглась и захватила этот грузинский регион. Когда оркестр появился в Пальмире, это создало впечатление, будто Россия в отличие от Запада побеждает "Исламское государство". И за этой ширмой Кремль смог скрыть то, как он сбрасывает бомбы на мирных жителей и умеренные боевые группы оппозиции в Сирии. Российская пропаганда не вспоминает о том, как российские бомбы убивают и мирных сирийцев, заставляя тысячи людей бежать из страны и отправляться в Европу.
Однако автор замечает, что Россия проиграла культурную битву неделю назад во время Евровидения. В Москве член парламентского комитета по иностранным делам Константин Косачев назвал победу украинской певицы Джамалы "геополитической" и нацеленной против Москвы.
В свою очередь, президент Украины Петр Порошенко также заявил, что Джамала своей песней обратилась ко всему миру от имени Украины.
"Правда, как всегда, победила", - написал он на своей странице в Twitter.
Затем политическо-культурная битва продолжалась в течение целой недели. Пропагандистский телеканал RT рассказывал, как Украина якобы плохо вела себя с крымскими татарами, а в 2014 году Россия "спасла" их. Хотя сегодня в Крыму продолжаются репрессии и преследования крымских татар и их лидеров.
Однако, по мнению автора, песня Джамалы, как и концерт российского оркестра в Пальмире, стала служанкой для распространения политического сообщения о несправедливости и угнетении. Она донесла определенный сигнал к миллионам людей в Европе и мире. Победа на Евровидении снова привлекла внимание к крымским татарам и ударила Россию "мягкой силой".
Издание The Times писало, что Россия проиграла Евровидение, но побеждает в пропагандистской войне. Она не пытается оправдаться, а разозлить. Даже в Москве должны понимать, что никакое правительство не взялся бы за фабрикацию результатов песенного конкурса, потому что большие усилия были бы оправданы. Но "зернышко паранойи посеянное, и оно своими корнями начинает пробивать трещины".
Песенный конкурс "Евровидение 2016", финал которого прошел в Стокгольме вечером 14 мая, выиграла Джамала, представлявшая Украину. Певица исполнила песню "1944" о депортации крымских татар.
По результатам голосования национальных жюри стран-участниц Евровидения-2016 и смс-голосования зрителей Джамала набрала 534 балла. Также в тройку вошли представители Австралии и России.
По результатам голосования украинских зрителей на "Евровидении 2016" максимум получил Лазарев На втором месте зрительских симпатий - Азербайджан, Samra Rahimli получила от нас 10 баллов. 8 баллов украинцы поставили соседям полякам за песню "Colour of your life".