Победа на президентских выборах во Франции может означать не много, если у этого президента не будет парламентского большинства для имплементации своей программы. Об этом пишет колумнист Пьер Бриансон в издании Politico.
Такой сценарий событий вполне вероятен на нынешних президентских выборах, считает автор. Два из трех самых рейтинговых кандидатов в президенты не имеют своей хорошо обустроенной партийной машины. Последняя могла бы помочь им выиграть на парламентских выборах в июне, месяц спустя после президентских выборов. У третьего кандидата есть возможность опереться на расколотую партию.
Это делает парламентские выборы такими же важными, как и президентские. Особенно если речь идет о двух несистемных кандидатах, победа каждого из которых может парализовать всю политическую систему Франции.
Ультраправая Марин Ле Пен управляет партией "Национальный фронт", которая всегда имела трудности на парламентских выборах. Несмотря на постепенный рост результатов партии за последние годы, она имеет лишь два депутата из 577 в нижней палате парламента.
Эммануэль Макрон, бывший министр экономики, поссорился с Социалистической партией и создал свое движение, которое никогда не выдвигало кандидатов ни на какие выборы.
Француа Фийон, кандидат от мейнстримной консервативной партии Республиканцы, выглядит единственным из популярных кандидатов, кто может полагаться на серьезную партийную машину. Но Фийон, теряющий рейтинги из-за скандала с присвоением его семьей государственных денег, может испытать трудности в объединении партии после прошлогодних праймериз. В случае победы он может столкнуться с оппозицией внутри своей же партии и недостатком власти для проведения своих правых реформ.
Французская политическая система является сложной президентско-парламентской комбинацией. У президента есть существенные полномочия, но назначаемый им премьер, который формирует правительство, должен получить одобрение парламента. Иногда это приводит к кризисам, когда парламентское большинство оппозиционно к президенту. Иногда это означает фактически двухпартийную власть, когда президент назначает премьера из оппозиционной партии, что уже трижды случалось в истории Франции. Однако президенту без парламентской поддержки будет очень сложно.
Важным моментом является и мажоритарная избирательная система во Франции, которая предполагает два тура голосования, что открывает поле возможностей для разнообразных политических альянсов. Таким образом, левые и правые мейнстримные силы могут не позволить "Национальному фронту" получить много мест в парламенте.
Марин Ле-Пен ранее показывала, что она не против двухпартийного правительства. В 2014 ходили слухи, что при победе своей партии на парламентских выборах она б согласилась на совместное управление с президентом-социалистом.
Макрон же показывает, что он хочет собственное большинство, о чем активно заявляет последние два месяца. Экс-министр хочет номинировать кандидата от своей собственной силы "Движение" на каждом из избирательных округов. Макрон озвучивает мысль, что он хочет "возродить" парламент, призывая присоединиться к нему людей из гражданского общества. Подавшиеся кандидаты будут отобраны независимой комиссией.
Если избиратели выберут парламент, который враждебен президенту, то глава государства может распустить парламент и объявить новые выборы. Однако тут есть риск того, что избиратели повторят, а возможно и усилят представительство оппозиционного президенту большинства. В таком случае президенту придется ждать еще год до следующего роспуска парламента, а значит, целый год строить совместное управление страной. Соратники Макрона говорят, что может быть и худший вариант – когда в парламенте будет много групп, которые не смогут составить большинство. Такой вариант будет означать абсолютный хаос.
Напомним, что президентские выборы во Франции пройдут в два раунда - 23 апреля и 7 мая 2017 года.
Также ранее отмечалось, что наибольшие шансы победить на президентских выборах имеют правые кандидаты. Однако по данным опроса 30 января выяснилось, что наибольшую поддержку имеет центрист Эммануэль Макрон, чей рейтинг вырос на один пункт и теперь составляет 22-23%.