UA / RU
Поддержать ZN.ua

Перемирие в Идлибе открывает путь к долгосрочному решению сирийского вопроса – Atlantic Council

США и Турция хотят использовать перемирие в Идлибе для переговоров с режимом Асада, и создания Конституционного комитета, который проведет новые выборы в Сирии под эгидой ООН.

Похоже, что соглашение о прекращении огня между Россией и Турцией в сирийской провинции Идлиб соблюдается, заявил 30 апреля специальный представитель США по вопросам Сирии и специальный представитель в Глобальной коалиции по разгрому ИГИЛ посол Джеймс Ф. Джеффри, пишет Atlantic Council.

"От многих источников исходит информация, даже многих российских, что есть общее ощущение, что это прекращение огня оправдывает ожидания", - сказал Джеффри, выступая на мероприятии Atlantic Council в Турции.

"Нападения со стороны различных террористических элементов из Идлиба находятся на рекордно низком уровне, и есть большая вероятность того, что перемирие сохранится", - сказал Джеффри.

Прекращение огня в Идлибе последовало после месяцев боев между повстанцами, которых поддерживает Турция и силами армией Башара Асада, поддерживаемой Россией. Турецкие силы предотвратили нападение на последние опорные пункты повстанцев в провинции, которые, как утверждал Джеффри, привело бы к "гуманитарной катастрофе". Соединенные Штаты, по его словам, "рады, что сирийская армия и ее российские и иранские союзники были остановлены в Идлибе действиями турецких военных, и что в настоящее время существует российско-турецкое прекращение огня". Джеффри также признал, что "турецкие силы держат под контролем различные террористические группы, в частности Хайат Тахрир аль-Шам, в рамках первоначального соглашения о прекращении огня от сентября 2018 года".

Посол Ибрагим Калин, главный советник и заместитель председателя Совета безопасности и внешней политики при президенте Турции, согласился с тем, что прекращение огня, по-видимому, пока действует. "Турецкие и российские военные регулярно проводят там патрулирование… и похоже, что перемирье соблюдается", - пояснил он. Однако он предупредил, что режим Асада никогда не поддерживал паузу в боевых действиях и "мы знаем, что они сделают все возможное, чтобы подорвать перемирье".

Предварительный успех прекращения огня означает, что можно надеяться, что теперь внимание может быть обращено на "политическое урегулирование конфликта в соответствии с резолюцией 2254 Организации Объединенных Наций", предположил Джеффри. Он сообщил, что Соединенные Штаты по-прежнему привержены достижению прогресса в урегулировании гражданской войны, стороны должны сосредоточиться на работе Конституционного комитета, который принесет "новую конституцию и, в конечном итоге, новые выборы под эгидой Организации Объединенных Наций".

Он сказал, что в этом вопросе был достигнут определенный прогресс, поскольку "русские помогли ... оказать давление на Асада, чтобы он вел переговоры. Джеффри утверждал, что, хотя международное сообщество потратило годы на попытки политического урегулирования конфликта, "мы считаем, что прекращение огня в Идлибе является обнадеживающими, хотя и небольшими шагами, для Конституционного комитета. Также, плохая экономическая ситуация в которой оказался режим Асада оказалась выгодной, с точки зрения репутации Асада, поскольку он оставляет приоткрытой дверь для достижения успеха в этих дискуссиях".

Турецкий представитель Ибрагим Калин согласился с тем, что "политический процесс нужно развивать", и, что "мы должны постоянно держать это в повестке дня. Мы можем провести свободные и честные выборы в Сирии, если Конституционному комитету будет позволено выполнять свою работу". Он предупредил, что международное сообщество не может быть удовлетворено только достижением прекращения огня. "Это временная мера", - пояснил он. "Это не решит всех проблем в Сирии".

Прекращение огня, снизило напряжение, в то время как Сирия сталкивается с еще одним ужасным кризисом - постоянной угрозой новой пандемии коронавируса COVID-19. "Мы рады, что у нас было это прекращение огня до пандемии коронавируса", - сказал Калин, добавив, что Турция оказывает ключевую медицинскую помощь тем местам в Сирии, где находятся ее войска. Хотя количество подтвержденных случаев в Сирии остается низким, Калин предупредил, что "цифры, поступающие из разных частей Сирии, не являются надежными". Джеффри сообщил, что Соединенные Штаты продолжают сотрудничать с Турцией, международными агентствами и Россией, чтобы открыть больше пограничных переходов в Сирию, для доставки необходимой помощи.

Однако, Джеффри предупредил, что сочетание прекращения огня и COVID-19 может дать Исламскому государству (ИГИЛ) возможность вновь появиться на западе Сирии. Хотя Соединенные Штаты "не верят, что ИГИЛ смогло серьезно использовать кризис COVID-19 для продвижения на северо-восток", ситуация отличается в районах, контролируемых режимом Асада. Согласно Джеффри, одним из следствий сосредоточения войск Асада в Идлибе стало то, что у ослабленной армии Асада, осталось немного сил для борьбы с ИГИЛ на юго-западе", где по словам Джеффри, "Соединенные Штаты увидели, как ИГИЛ делает определенные успехи".

Тесное партнерство, но различия остаются

Хотя Джеффри и Калин заверили о союзничестве и партнерстве между Турцией и США, они признали, что по-прежнему сохраняются значительные разногласия. Калин объяснил, что сирийский конфликт "разделен" так, что "пока вы имеете дело с одной проблемой на востоке Сирии, приходиться работать с разной система альянсов, и на Западе у вас другая ситуация, и ваши союзники меняются". Это изменение побудило Турцию продолжать диалог с Ираном и Россией в рамках процесса в Астане, который, как утверждает Калин, "привел к ряду соглашений о прекращении огня".

Джеффри сказал, что Соединенные Штаты считают, что "единственное хорошее в процессе, начатом в Астане" - это то, что "наш партнер, Турция, является его частью". Он приписывал "каждое прекращение огня и действия, которые мы видели" двусторонним переговорам между Россией и Турцией, но преуменьшал полезность процесса в Астане, который, по его мнению, является "попыткой русских и иранцев перехватить инициативу Организации Объединенных Наций", которая пытается добиться прогресса в политическом урегулировании посредством Женевского процесса. Калин утверждал, что "многосторонее взаимодействие Турции ... будет продолжаться в будущем". Анкара надеется включить процесс в Астане в систему ООН, чтобы процессы в Женеве и Астане поддерживали, а не противоречили друг другу.

Соединенные Штаты и Турция также разошлись в позициях касательно курдских ополченцев на северо-западе Сирии, которые сотрудничали с Соединенными Штатами в борьбе против ИГИЛ в рамках организации Сирийских демократических сил (СДС), но которых Турция обвиняет в том, что они является аффилированным лицом Рабочей партия Курдистана (РПК) и сотрудничали с другими террористическими группами. Джеффри сказал, что американские силы все еще "очень тесно сотрудничают с Сирийскими демократическими силами (СДС) - нашим партнером в борьбе с ИГИЛ", поскольку они пытаются гарантировать, что ИГИЛ не может вернуться в северо-западную Сирию. Калин, однако, сообщил о нападении на Африн, совершенном подразделениями курдской народной защиты (YPG), в результате которого 29 апреля погибли сорок шесть человек. Калин утверждал, что Турция "полна решимости бороться с террористическими сетями".

Также, по-прежнему не решен вопрос о закупке Турцией системы противоракетной обороны С-400 у России, которая, по мнению американских чиновников, поставит под угрозу любые системы США или НАТО, которые Турция попытается интегрировать с С-400. Покупка Турцией российских систем вызвала ожесточенный ответ США, включая угрозы санкций против Турции и прекращения ее участия в проекте создания истребителей F-35. Посол США в Турции Дэвид Саттерфилд заявил, что Вашингтон "четко изложил нашу позицию", что работа системы С-400 несовместима с участием Турции в программе F-35, и это "открывает для Турции реальную возможность санкции Конгресса". Саттерфилд сообщил, что Соединенные Штаты "не имеют в своем распоряжении гарантий от правительства Турции, которые позволили бы нам смягчить эти опасения". "Турецкие официальные лица, с другой стороны, утверждают, что Турция была вынуждена приобрести систему С-400 после того, как Конгресс США заблокировал предыдущие попытки купить систему Patriot, когда угроза нападений со стороны соседней Сирии стала более серьезной. Турция также настаивает на том, что система С-400 будет храниться отдельно от других систем США и НАТО - аргумент, который официальные лица США неоднократно отклоняли.

Читайте также: Эрдоган и Путин достигли соглашения по Идлибу — СМИ

Несмотря на эти продолжающиеся разногласия, Саттерфилд утверждал, что турецко-американские отношения остаются прочными. "Мы активно сотрудничаем с Турцией, которая остается ключевым партнером и союзником НАТО", - сказал он. Это партнерство, по его словам, было продемонстрировано продолжающимися поставками средств индивидуальной защиты и других поставок из Турции в Соединенные Штаты для помощи в борьбе с коронавирусом. "Мы приветствовали вклад Турции в борьбу с COVID-19", - сказал Саттерфилд, что доказывает, что "у нас сложные, но комплексные отношения в вопросах сотрудничества".

Ранее, Эрдоган заявил, что в случае нарушения перемирия на территории провинции Идлиб, Турция может применить большую военную силу, чем делала до этого.

Также, пандемия COVID-19 усугубит конфликты на Ближнем Востоке. Именно в пострадавших от конфликта странах последствия пандемии будут наиболее острыми.